Назад

Страница 0058

Вперед

этих жанров имеют свою специфику, их целенаправленность — распространение и популяризация научных знаний, информация о научно-технических достижениях общества и т. п.

Творческие возможности документального кино, его принципы и способы ведения съемок близки и доступны большинству кинолюбителей, поэтому остановимся на рассмотрении произведений этого вида киноискусства более подробно.

Человек с киноаппаратом может избрать объектом своего внимания любую сферу общественной деятельности. Особенно это относится к кинолюбителям, чья причастность к той или иной профессии дает возможность наиболее точно, с пониманием и своим отношением к материалу фиксировать происходящее. Документальные любительские фильмы могут создаваться в самых разнообразных жанрах — это фильмы военные и спортивные, фильмы музыкальные и публицистические, фильмы о детях, о природе, о животных, о рабочих профессиях, общественно-политических событиях и о многом другом.

Включение в ткань художественного фильма документальных кинокадров старой хроники, событий сегодняшнего дня, политических событий усиливает материал фильма, его выразительность и, конечно, требует особого подхода к звуковому решению.

Рассуждая о жанре, о его специфике и о подходе к выбору звукового решения того или иного кинопроизведения, заметим, что взаимопроникновение жанров вызывает взаимопроникновение творческих приемов. Все проблемы и в том числе звуковая выразительность решения произведений, сделанных «на стыке жанров», будут решаться с привлечением разных жанровых приемов.

Общей чертой всех документальных фильмов, к какому бы жанру киноискусства они ни относились, является обязательная и неукоснительная подлинность того, о чем рассказывается в фильме. Строгая документальность, достоверность материала, высокая принципиальность автора фильма (его классовая позиция в подходе к материалу), публицистичность, умение точно организовать звуковой и зрительный материал, расставить акценты во всем строе фильма, найти правильный подход к решению проблемы в целом, умение найти правильный тон разговора со зрителем «* вот основные отличительные качества со-

[106

ветского документального кино. Кинолюбители, которые делают свои фильмы в жанре образной публицистики, должны это помнить.

Звуковое решение документального фильма подчас полностью определяет степень его достоверности и силу воздействия на зрителей. Необходим не просто внимательный подход к тому участку жизни, который автор фильма сделал объектом своего наблюдения, изучения и воплотил в кинодокументе, а заинтересованность в материале.

«Документ — вот что лежит в основе нашего искусства»,— говорит режиссер-документалист Леонид Махнач *. «Все отмечают, что значение документа в наше время очень возросло. Интерес к нему поднялся как бы снизу, из жизни.

Процесс документализации захватил даже игровой кинематограф. И это не удивительно. В век точных наук, больших скоростей и потока информации документ придает конкретность произведению искусства, он как бы освобождает его от «излишеств», стремясь достигнуть эмоционального эффекта кратчайшим путем... В нашем усложненном мире документ по праву, а не по чьему-то произволу стал оружием искусства.

...Документальное кино—-это мир нашими глазами. Но глаза ведь у всех разные. И прежде всего нужно говорить о позиции документалиста. Позиция может выразиться на любом этапе работы, начиная с выбора темы, отношения к ней и кончая методом съемки и обработки материала» **. Здесь, разумеется, слово «глаза» применено фигурально, имеется в виду не только зрение как биологический феномен, но авторская точка зрения, восприятие жизни во всем объеме ее проявлений, которые мы воспринимаем всеми органами наших чувств.

«Синхронная запись — штука тонкая,— говорит далее режиссер Л. Махнач.— С одной стороны, звук удивительно характеризует человека. Как, например, в кинофильме «Катюша» (режиссер В. Лисакович, звукооператор А. Петров). С другой стороны, он может исказить образ, в моей практике такое бывало. Здесь важно не ошибиться. Снимать человека трудно» ***.

* Махнач Л., Варшавская И. Мир нашими глазами.— «Искусство кино», 1972, № 6, с. 72. ** Там же, с. 73. *** Там же, с. 77.

107

Назад Страница 0058 Вперед