Назад

Страница 0059

Вперед

Да, снимать человека трудно, особенно синхронно. Этого не отрицают даже опытные профессионалы. Ну, а что ж тогда делать кинолюбителям, особенно таким, у которых еще нет опыта. Не пытаться снимать человека? Нет, совсем наоборот, обязательно снимать! Не следует пугаться трудностей и отчаиваться, а снимать, снимать и снимать синхронно. В кино есть много разных способов достичь желаемых результатов, и, если первые попытки не увенчались успехом, возможно, в следующий раз все сложится наилучшим образом и трудности будут преодолены.

Представление о духовном мире человека, показываемого на экране, до недавнего времени создавалось в документальном кино искусством монтажа: музыкой, шумами, дикторским текстом. Синхронные же фразы, если они и попадались (как правило), были заранее подготовлены — звучали плохо и маловыразительно и не только не создавали правильного представления о духовном мире человека, но часто наоборот — искажали и деформировали это понятие, противоречили жизненной правде. Даже в самых удачных документальных фильмах представление о внутренней жизни героев фильма в основном складывалось субъективно, через отношение к ним авторов.

Операторы телевидения, работая без света, легче достигают условий доверительной откровенной беседы. Кинолюбителю с его несовершенной аппаратурой синхронные съемки даются трудно.

Однако не всегда постигают мастерство проведения синхронных съемок и профессионалы. Бот, например, отзыв кинокритика А. Мариамова на очерк «Эстафета мужества», снятый в 1972 г. Киевской студией «Укркино-хроника».

По замыслу авторов, очерк должен был рассказать о боевом пути и славных традициях танкового полка имени Котовского. Но, как замечает критик: «Передача эстафеты остается словами заголовка, на деле она не происходит.

Вероятно, старых документальных кадров, прямо относящихся к истории полка, не было в распоряжении авторов. Но и без них сочетать слово и изображение в рассказах ветеранов можно было бы более изобретательно и впечатляюще. Получилось же так, что, слушая эти рассказы, мы более всего запоминаем глаза офицера, напря-

108

женно следящие за строками, заготовленными на бумажке. Оператор, разумеется, старательно избегает появления в кадре самой руки с листками текста. Но глаза-то видны, и они «выдают». И слышны те интонации, что всегда появляются при чтении заранее написанного текста: рассказ становится неживым, нивелированным, лишается взволнованности даже тогда, когда в фильме речь идет о дорогих и несомненно будоражащих душу рассказчика воспоминаниях» *.

Это как раз тот случай, когда синхронный эпизод недостоверен, несмотря на абсолютную синхронность звука и изображения — совпадают слова, но нет в них ни настоящих мыслей, ни чувств говорящего, нет в них жизненной правды.

Синхронный эпизод в данном случае не обогащает фильм, а разрушает его убедительность.

Таким образом, очень важно иметь в виду, что достоверность синхронного материала отнюдь не достигается просто самим процессом синхронной записи. Всегда заметно, если мысли человека подтасованы и он говорит не свои, а чьи-то чужие, заранее заготовленные слова. Этого никогда не следует забывать при съемках документальных фильмов.

Существует способ построения кинопроизведения, когда основой сюжета являются мысли, высказываемые одним из действующих лиц. Снятый поначалу синхронно, говорящий человек продолжает вести рассказ, когда на экране уже не видно его лица, а идут кадры, иллюстрирующие его рассказ, при этом говорящий может быть героем фильма или эпизода, а может быть и автором фильма. Этим достигается доверительная атмосфера общения со зрителем.

Документальный фильм «Чужого горя не бывает» (автор сценария К. Симонов, режиссер М. Бабак, звукооператор Ю. Игнатов) — кинопоэма о Вьетнаме, о глубоко трагичной судьбе его народа; главное внимание автора обращено к детям Вьетнама. Это масштабное полотно насыщено философскими раздумьями автора: адресуя их к совести человечества, он ставит своей задачей каждого зрителя приобщить к происходящему, никого не оставить равнодушным к вьетнамской трагедии.

* Мариамое А. Суп из топора.— «Искусство кино», 1972, № 2, с. 47.

109

Назад Страница 0059 Вперед