Назад

Страница 0057

Вперед

мечен жюри и демонстрировался на смотре любительских фильмов 1971 — 1972 гг. в Москве. Украсил фильм довольно остроумный, с мягким юмором текст (прочитанный профессиональным диктором) и песня, написанная поэтом Визбором. Традиционная для людей с рюкзаками песня под гитару содержит повторяющиеся в припеве слова «эти синие, синие горы», которые и послужили названием фильма, а мелодия явилась своеобразным его лейтмотивом.

В одной из передач «Клуба кинопутешествий» были показаны интересные ленты болгарских кинематографистов: «В краю Орфея» и «Родопские горы». В этих видовых фильмах, содержащих много познавательной информации, авторы знакомят нас с особым национальным духовым инструментом — гайдой. Этот инструмент похож на шотландскую волынку, но отличается своеобразным тембром.

Во время национального праздника, который называется «1000 гайд», все гайдисты (так называют музыкантов, играющих на этом инструменте) собираются, играют и танцуют — происходит традиционное состязание народных художественных коллективов. Своеобразие национальных мелодий, исполняемых на народных инструментах и хоровыми ансамблями, раскрывает природу и быт этого края «Орфея», делает особо колоритными пейзажи и увлекает своей необыкновенной романтичностью.

Народные мелодии сменяет очень современная бодрая музыка, под которую происходят спортивные состязания лыжников в Родопских горах, которые славятся мягким климатом и большим количеством солнечных дней. Шумит, поет и танцует веселый карнавал, в котором участвуют представители разных болгарских городов. В звуке хорошо проиллюстрированы не только этнографические особенности этого края, но и солнечность, безмятежность и веселый нрав его обитателей.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

Исторически сложилось так, что рождение жанра документального кино знаменовало собой эру немого кино: первые съемки были документальными. В 20-е годы во Франции многие увлекались киносъемками, производимыми во время путешествий по разным странам и конти-

104

0 - 0057-1.jpg

нентам. Создаваемые на основе этих материалов фильмы назвали документальными. Позднее видный английский режиссер Джон Грирсон * высказал тезис о том, что «документальный фильм является творческой интерпретацией современной действительности».

«Он призван рассказать нам о мире, в котором мы жи^ вем. Он призван показать нам несчетное число различных его ликов, показать людей, живущих на шести континеп-тах, показать нам природу, живую и неживую, во всех ее проявлениях» **.

Первооткрывателем документального кино как высокого публицистического искусства стал советский режиссер Дзига Вертов. «Искусство всегда должно служить для пропаганды революционных идей»,— говорил Вертов и эту. свою позицию в немом документальном кино подтверждал отбором фактов документированных событий, их монтажным истолкованием и объяснениями в титрах. Но кинона-людение жизни «во всем ее разнообразии» происходило, увы, без звуковых съемок, без документального воссоздания звуковой атмосферы окружающей действительности.

В основу своих наблюдений Вертов брал чисто зрительные впечатления. Увлеченный творческими экспериментами, он применял новые методы съемок и монтажа, что усложняло язык его картин и затрудняло их восприятие. Средствами же звукозрительной выразительности ни Вертов, ни его коллеги — авторы хроникальных и документальных лент тогда еще не владели, а лишь начинали экспериментировать.

В настоящее время документалисты все пастойчивее ищут новые способы раскрытия писхологических характеристик. Для документального кино характерны приемы, позволяющие проникать в смысл происходящего, находить правильный ракурс отображения действительности. Кинорепортаж, кинонаблюдение, интервью, съемки скрытой камерой — вот средства современного документального кино.

Этими же самыми средствами пользуются и создатели научно-популярного и учебного кино, хотя произведения

* Джон Грирсон — основатель школы английского документального кино.

** Бедли Хью. Техника документального кинофильма. М., «Искусство», 1972, с. 5.

105

Назад Страница 0057 Вперед