Назад

Страница 0056

Вперед

Шумными стаями проносятся в воздухе и кружатся над морем чайки, утки, гуси, на скалах теснятся беспокойные кайры. Солнце, отражаясь в снегу, слепит глаза. Все сияет, ликует вокруг...» *. Арктический пейзаж, кажется, насквозь пронизан особой звуковой атмосферой, прозрачной и звонкой, и так хочется услышать ее в фильме.

Конечно, в трудных условиях Крайнего Севера нелегко организовать синхронные съемки, но, если не сделать записи подлинных звуков там на месте и весь материал отснять на немую, а потом подобрать или имитировать необходимые шумы, это не даст хороших результатов.

Псевдосинхронные шумы, записи, сделанные кем-то другим в другое время и в другом месте, не обогатят ваш фильм — звуки животных и птиц будут мало соответствовать кадрам изображения. Это будут лишь некоторые условные звуковые характеристики, звуковые штрихи, в общих чертах передающие атмосферу Севера.

Кинопутзшествие — это форма кинематографического искусства, которая более всего понятна и доступна начинающему кинолюбителю. Здесь многое диктует сама жизнь и сценарий как бы пишется самой жизнью по ходу маршрута путешествия. Однако не все фильмы о путешествиях получаются интересными. Многое, конечно, зависит от того, куда отправился путешественник, каковы этнографические достопримечательности края, насколько живописна природа, разнообразен ландшафт, но главное зависит от того, насколько сам путешественник способен подмечать интересное и как он подготовился к съемкам такого фильма.

Отправляясь в путешествие, необходимо изучить маршрут и возможно подробнее узнать о тех местах, которые предстоит посетить. Поскольку мы ведем разговор о звуковом решении фильма, то опустим все прочие моменты и будем говорить лишь о звуковых деталях. Все звуковые съемки и просто записи желательно предусмотреть заранее, хотя в пути могут встретиться и непредвиденные «звуковые сюрпризы».

Допустим, вы собрались ехать в одну из национальных республик — в Узбекистан, Таджикистан или Киргизию. Там, конечно, интересно записать национальные песни и танцы, звучание национальных музыкальных ин-

* Згуриди А. В стране вечных льдов,— «Искусство кино», 1972, № 7, с. 112.

102

рументов: карная, дойры, комуза и др. Познакомьтесь >аранее с этими инструментами по литературным источникам, уточните их основные данные — тембр, силу звука, характерные особенности. Это будет полезно, если записи придется делать в условиях, когда не будет времени на подготовку, репетиции или пробы.

Увидев небольшой народный ансамбль, исполняющий I какой-нибудь танец или песню, постарайтесь быстро найти место для расположения микрофона (оптимальное расстояние и ориентация его приемной поверхности) и сделать запись. Когда играет несколько инструментов, микрофон надо располагать с таким расчетом, чтобы не нарушалась мелодическая особенность исполняемого музыкального произведения. Здесь важно знать не только пространственные характеристики направленности микрофона, но и учитывать особенности некоторых инструментов заглушать своим звучанием другие. Это относится к некоторым духовым и ударным инструментам, в частности этим отличается и узбекский карнай.

Многие сходные национальные музыкальные инструменты имеют свои характерные, специфические звучания и призвуки, которые и отличают каждый национальный инструмент от других аналогичных. Существует, например, несколько разновидностей бубна: испанский и цыганский, дойра-бубен, узбекский и таджикский и совсем особый чукотский бубен. Каждый из них имеет свою неповторимую индивидуальность звучания: часто на этих инструментах ведутся сольные и своего рода мелодические партии. Надо учитывать это при прослушивании фонограмм и во время записи. Например, при записи узбекского бубна не пытайтесь получить другой, не свойственный ему тембр и при записи чукотского бубна не старайтесь освободиться от характерных призвуков, какие ему присущи.

Интересный познавательный текст, сопровождающий фильм-путешествие, не вредно дополнить шуткой, острым ;; словом или замечанием о каких-либо смешных эпизодах, роисшедших с вами в пути или рассказанных вам. Поэтому подмечайте все интересное и фиксируйте все, что ложно зафиксировать на ленте вашего магнитофона: танцы, песни, пословицы, шутки, поговорки, частушки, и, конечно, разнообразные шумы.

Интересно сделан любительский кинофильм-путешествие «Эти синие горы» (автор Трахман). Фильм был от-

103

Назад Страница 0056 Вперед