Назад

Страница 0026

Вперед

или учащенное дыхание, зафиксированное микрофоном, совершенно не соответствует создаваемому характеру. Небольшой звуковой нюанс, но он может внести неточность в формирующийся кинообраз. Вздох героини в крупном плане, где она олицетворяет безмятежность, не передается мимикой лица, но в звуке этот вздох передает другую грань характера, создает иное восприятие эпизода.

Изобразительно дубль получился удачным, однако необходимо уточнить звуковые нюансы и, если понадобится, произвести пересъемку или предусмотреть последующее тонирование.

Во время синхронных съемок часто случаются различные досадные чисто звуковые «накладки» — то застучит нечаянно задетый и упавший предмет, то скрипнет дверь и т. п., малозаметные на первый взгляд, они тем не менее могут привести к значительному снижению выразительности звуковых средств.

Речевые записи — задача весьма нелегкая и ответственная, так как роль диалога в передаче сюжета и идейного содержания фильма первостепенна. Запись реплик проводят во время съемки изображения, а если условия не позволяют, это делают на последующих этапах, озвучивая репликами уже отснятые кадры. Этот процесс так и называют процессом озвучения. Озвучение может не требовать покадровой синхронизации с изобразительным рядом в случаях, если это просто комментарий происходящего на экране либо несинхронные реплики.

Когда же необходимо сымитировать синхронную речь героя, это делают методом дубляжа или тонированием, то есть синхронизированным озвучением репликами ранее отснятого изображения.

Метод этот широко распространен при производстве художественных, мультипликационных и даже научно-популярных фильмов, но совершенно не приемлем при создании документальных лент.

На любительских студиях в трудных условиях съемки художественного фильма, когда не удается одновременно получить качественные результаты по всем составляющим киноообраз компонентам, можно прибегнуть к разделению процесса на съемочный и звуковой. Материал сначала снимают, а потом озвучивают, тонируют.

В документальном кино, когда речь идет о речевых синхронных документальных съемках, не приходится рассчитывать на последующее озвучение и тонирование. За-

50

пись выступлений трудящихся, ученых, известных политических и общественных деятелей должна точно передавать атмосферу, в которой происходит событие. Надо быть внимательным ко всем характерным особенностям звучания голоса, чтобы с максимальной достоверностью передать подлинную голосовую и речевую индивидуальность говорящих. Запись во время таких съемок желательно проводить без особых попыток «округления звучания», введения тембральных коррекций. Эти записи должны проводиться, так сказать, «без грима» — естественно. Изменение тембра, выравнивание динамических акцентов не очень желательно, так как здесь это может привести к нивелированию голосовых особенностей, к потере документальности. В этих случаях следует проявлять особое чувство меры и такта, ведь голос человека, его речь неповторимо индивидуальны.

Частотные фильтры при записи голоса во время синхронных документальных съемок рекомендуется применять лишь для устранения явных помех, вредных призвуков.

Голос и речь человека, ее ритм, интонация и тембр являются характерной особенностью данной конкретной личности. Даже дефекты речи, присущие лицу, которое вы хотите запечатлеть в синхронной съемке и передать в документальном кинопортрете, должны быть с точностью воспроизведены, иначе он не будет достоверным.

Другое дело, если вашей целью является запись комментирующего текста, который звучит за кадром и основное назначение которого передать мысли, чувства и настроение, заложенные автором в тот или иной эпизод, мизансцену или отрывок фильма. Чтение закадрового комментария лучше всего выполняют профессионалы — дикторы или актеры, которые имеют хорошо поставленный голос, красивый тембр, хорошую дикцию, правильное произношение слов и интонационную убедительность донесения мыслей, эмоций, настроения.

Чтение закадрового комментария или дикторского текста происходит обычно во время демонстрации уже смонтированного изображения всего фильма или его отдельных фрагментов.

Приступая к съемке фильма, в котором предполагается чтение дикторского текста, авторского комментария, чтение стихов или просто чтение от первого лица, очень важно позаботиться заранее о том, кому доверить это чтение.

61

Назад Страница 0026 Вперед