Назад

Страница 0027

Вперед

В документальном и научно-популярном кино, на телевидении да и в ряде художественных картин для чтения дикторского текста и авторского комментария часто приглашают дикторов или актеров. Среди них — человек, голос которого знаком многим, это диктор А. Хмара. Про него без ошибки можно сказать — это подлинный художник дикторского слова! Редкий талант этого человека заслуживает особого внимания.

Текст в прочтении А. Хмары звучит с огромным смысловым и эмоциональным обогащением; по признанию многих авторов и режиссеров, закадровое чтение диктора Хмары значительно преображает фильм к лучшему, и иногда это преображение бывает весьма существенным.

Кинолюбителям следует при каждой возможности прислушиваться к его голосу, учиться его виртуозной манере чтения. Богатство интонаций, предельная точность передачи мысли, выразительность чувств и вместе с тем удивительная лаконичность красок отличают преисполненное строгого достоинства закадровое чтение этого диктора. Слушая его, убеждаешься в том, что образными могут быть диалоги не только по их литературному содержанию, образными могут быть не только сами слова, но их звучание, выразительность интонации, все краски голоса произносящего эти слова. Его чтение — это раскрытие звучащим словом подлинных мыслей и чувств фильма, его идеи.

Диалог и закадровое чтение должны создавать звуковой образ сцены, эпизода или всего фильма. В ком развита способность говорить выразительно, кто хорошо владеет эмоционально-музыкальным строем речи, тот легко донесет чувства и мысли даже людям, плохо понимающим данный язык.

И наоборот, если образный язык героев (содержащийся в сценарии) преподносится зрителю в невыразительном исполнении, тускло, вяло, без эмоций, то теряется основная идея и художественная ценность фильма.

Неправильно думать, что с помощью микрофона и техники можно компенсировать все недостатки актерской речи,— это далеко не так. Запись речи — наиболее трудная и ответственная часть работы по звуковому решению фильма. В соответствии с творческим замыслом постановщика реализуется то или иное звукозрительное решение эпизода, сцены или всего фильма. Речевые записи могут происходить в самых различных условиях, и каждая из

52

них должна отвечать определенным требованиям. Это могут быть записи, производимые во время съемки синхронно с изображением, или записи под изображение, снятое V ранее и демонстрируемое на экране, записи в помещении или на натуре, они могут носить событийный характер или подготавливаться заранее.

Речевые записи в документальном кино — это часто записи выступлений общественных и политических деятелей, представителей трудящихся, ученых, деятелей культуры.

Многие речевые записи представляют собой рассказ, беседу, интервью с интересными людьми; это может быть запись дикторского текста или комментария к уже смонтированному фильму.

В игровых фильмах — это речевые эпизоды, актерские реплики, монологи, диалоги, записи в процессе озвучения, тонирования, дубляжа и т. п.

Характер речевой записи либо обусловлен сценарием, • либо определяется в рабочем порядке по ходу съемок. Уточняются условия, необходимые для проведения синхронных и несинхронных записей.

| ЗАКАДРОВОЕ И ВНУТРИКАДРОВОЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ

Оценивая степень взаимодействия музыки со зрительным рядом, мы говорили о закадровом (немотивированном) и внутрикадровом (мотивированном) ее звучании. Речь в фильме также может быть мотивирована изображением и звучать в кадре, произносимая теми или иными действующими лицами, а может сопровождать экранное цействие как повествование или рассказ, поясняющий комментарий или раздумья. Речь, звучащая за кадром, может обобщать присходящее действие или, наоборот, уточнять его, детализировать.

Закадровое звучание речи, предусмотренное авторским замыслом, может преследовать разные цели и иметь самые разные формы, а следовательно, и условия записи.

Рассмотрим несколько примеров.

1. Запись — интервью или рассказа от первого лица; производится без съемки изображения, планируется как основа для построения и композиции всего зрительного материала фильма или отдельного эпизода. В этом случае с особой тщательностью и вниманием надо отнестись

ч, 53

Назад Страница 0027 Вперед