Назад

Страница 0025

Вперед

«Человеческий голос в радиопьесе не просто инструмент, а герой действия, ибо голос замещает собою личность» *.

Итак, «голый голос», музыка и шумы — средства для создания художественных образов на радио.

В отличие от радио в кино голос актера, его вокальные данные, драматургия, тембр, оттенки, диапазон звучания имеют важное, но отнюдь не решающее значение, они дополняют другие актерские качества, которые здесь имеют первостепенное значение, и часто случается так, что несовершенство голосовых данных исполнителя компенсируется наличием других очень важных для создания кинообраза, так сказать, незвуковых достоинств (пластика, артистичность, типаж и пр.).

РЕЧЬ — ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЗВУКОЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА

В литературе художественные образы формируются с помощью слов. Л. Н. Толстой писал: «...сила мысли, выразительность видения, трепетность отношения к тому, о чем пишет художник,— все отливается в единственно возможные слова» **, Воплощенная в слова авторская мысль определяет точность передачи идеи произведения.

В кино произносимая с экрана в форме монолога, диалога от первого лица и от разных других действующих лиц речь несет в себе не только мысли и чувства, но создает дополнительное эмоциопалыюе напряжение благодаря той или иной актерской трактовке, той или иной манере подачи материала.

Написанные в сценарии слова, предназначенные к произношению их в соответствии с характером всего строя фильма, сами по себе еще не создают законченного художественного образа. Они служат лишь основой, материалом, из которого формируется в дальнейшем звуковая выразительность кинопроизведения, его звуковые образы. В их звучании, в совмещении с экранным действием, в сочетании со множеством других звуковых красок и обретает фильм свою звукозрительную образность. Достигается это

* Пронин В. Литература для радио,— «Иностр. лит.», 1973, № 3, с. 264.

** Смелкова 3. Потайной фонарь. М., изд. Бюро пропаганды советского искусства, 1971, с. 21.

48

совместными усилиями всех участников творческого процесса, которые заинтересованы в том, чтобы каждое слово, каждая реплика персонажа не просто дошли до зрителя, но передали точную мысль, определенное настроение.

Добиться наибольшей выразительности, образности звучащего с экрана слова помогает не только актерское мастерство исполнителей, но также тщательная подготовка и проведение записи. Уловив индивидуальные особенности речи исполнителей, голосовые данные, надо создать оптимальные условия их записи. Необходимо следить за тем, чтобы характер голоса, интонационный рисунок и подача материала соответствовали эмоциональному и смысловому содержанию эпизода.

Записывая голос актера для того или иного эпизода, следует хорошо знать и правильно воспроизводить не только внешнюю, но и внутреннюю драматургию сцены. В голосе актера могут появляться краски, создающие своеобразный подтекст: в одном случае голос может сорваться, в ином — задрожать, в нем может появиться хрип, вибрация, может перехватываться дыхание — все это привносит в прочтение роли эмоциональное своеобразие. Например, по ходу действия героиня читает письмо, слова которого сами по себе не содержат ничего трагичного, но читающая знает о драматических обстоятельствах, связанных с этим письмом, и при чтении у нее перехватывает дыхание, хрипит и прерывается голос. Учитывая эти подробности, не надо стремиться записать ее голос чисто, без хрипа, так как это снизит художественную достоверность.

В художественном кино голосу и дикции актера придают большое значение, но часто при сопоставлении суммы качеств в чем-то (а в кино этим «чем-то» чаще всего бывает звуковая сторона) идут на уступки. Следует с особым вниманием относиться не только к звуковой выразительности слова, но и к звучанию голоса. К тембральным, речевым и другим недостаткам исполнителей относиться критически не только с точки зрения получения качественной записи звука, но главным образом с целью использования всех творческих возможностей для максимального и всестороннего раскрытия художественного образа.

Заметим, что восприятие звука с экрана в кинозале и на съемочной площадке совсем не одно и то же. Часто в пылу увлечения съемкой можно не обратить внимания на то, как нежный голос героини вдруг захрипел или сделался тусклым, маловыразительным, а в крупном плане вздох

49

Назад Страница 0025 Вперед