Назад

Страница 0054

Вперед

ран сопровождается необычными звуками деформированной шумомузыки, звучаниями невообразимых тембров и ритмов. Уже сами эти звуки вводят зрителя в атмосферу загадочного, неизведанного, непонятного мира, угрожающего или увлекающего мира фантастики.

Точно рассчитанная дозировка напряжения, чередование мертвых пауз с резкими пронзительными звуками (реверберированные звучания), дополняя фантастический зрительный ряд, создают систему, с помощью которой возбуждение зрителя может быть доведено до границ нервного аффекта. Торможение опасности, запаздывание и ожидание ее воздействуют на зрителя гораздо эффективнее, когда в ход пущены не только зрительные, но и звуковые средства.

Фантастический фильм В. Метальникова и С. Бондарчука «Молчание доктора Ивенса» повествует о необычайном происшествии, случившемся с доктором Ивенсом и его супругой. Рассказывает о встрече с инопланетянами — представителями иной цивилизации планеты Ора, о возникших с ними контактах.

В первых кадрах фильма показан салон современного лайнера. В звуке подчеркнута атмосфера уверенного спокойствия и комфорта, царящая в самолетах такого класса. Стюардессы разносят журналы, прохладительные напитки, предлагают наушники, с помощью которых желающие могут отвлечься, насладиться музыкой.

Мы видим сидящих в креслах доктора Ивенса (С. Бондарчук) и его супругу (И. Скобцева). Муж наблюдает полет через иллюминатор, а жена, надев наушники, с закрытыми глазами погружена в звуки популярной джазовой мелодии. Слышит эту мелодию и зритель и одновременно наблюдает за тем, как вдруг возникает опасность — загорается самолет. Заметил это только доктор Ивенс, остальные пассажиры, так же как и его жена, пребывали в полном спокойствии. Безмятежная, расслабляющая мелодия песни продолжает звучать, но зритель вместе с доктором Ивенсом видит и понимает неизбежность катастрофы. В следующем общем плане летящего самолета видно, как он воспламеняется и терпит аварию, а музыка все льется и льется с экрана — красивая, безучастная, благополучная мелодия песни в исполнении модного джазового певца. Такое контрапунктическое соединение звука и изображения сразу напрягает нервы зрителей,

98

0 - 0054-1.jpg0 - 0054-2.jpg

Далее происходит невероятное — оказывается, самолет разбился, но не сгорел — уцелела его часть и некоторые пассажиры остались живы. В образовавшемся проеме зияет незнакомая галактика. Это загадочное, непонятное, таинственное пространство, которое, как живое существо, наблюдает за людьми, не позволяя им приблизиться к себе. При первых же попытках кого-либо подой-и к проломленной стене самолета возникают угрожаю-ие светозвуковые сигналы. Атмосфера таинственности силивается еще больше, когда напряженная тишина вне-!апно прерывается резким стуком — вдруг от обшивки са-иолета отваливается деревянная планка.

Впервые прозвучавший и услышанный пассажирами лос инопланетянина необычен, он растянут реверберацией, с подчеркнуто своеобразной интонацией — это голос механического робота. Голос поясняет пассажирам происходящее. Эпизоды, в которых показаны встречи с представителями планеты Ора, ищущими контакты с разумными существами иных цивилизаций, сопровождаются своеобразной шумомузыкой.

Отдельные музыкальные фразы и даже отдельно взя-ые ноты, звучащие с реверберацией или отраженно с эф-ектом «эхо», наполняют кадр завораживающей таинст-енностью.

Обитатели планеты — юная Оранта (актриса Ж. Бо-отова) и ее отец — общаются телепатически, для передачи мыслей друг другу им не нужны слова. Разговор их в фильме показан так: молчащие люди внимательно и выразительно смотрят друг на друга, не размыкая губ, но зритель, естественно, их разговор слышит, подобно тому, как это происходит, когда зрителю раскрывают мысли или чувства молчащего человека.

Таинственность и своеобразие обстановки, в которую попадают действующие лица фильма, переданы и подчеркнуты его звуковым решением.

Использование деформированных звучаний, резких динамических перепадов, острых звуковых всплесков и пауз или монотонно, очень тихо звучащих шумов; применение реверберированного звучания при записи речи, шумов и музыки; сочетание различных размытых реверберацией звуковых фактур с острыми сухими звучаниями — все это создает необычность звукового рассказа, вводит в атмосферу таинственности, фантастического повествования.

5*

99

Назад Страница 0054 Вперед