Назад

Страница 0048

Вперед

нической базы, которая позволила бы им снимать фильмы, содержащие более сложные звуковые элементы.

Итак, простейший случай звукового решения комедийного фильма — немая съемка с последующим озвучением, съемка под фонограмму. Все действия — репризы, этюды, комические сценки — разыгрываются действующими лицами во время съемки без слов, с максимально выразительной мимикой. Логично предположить, что самодеятельным актерам легче будут удаваться этюды мимические, не связанные с текстом диалогов или с репликами.

Достаточно создать отчетливую комедийную ситуацию, как все станет понятным без лишних слов. Основные персонажи могут подобно артистам балета, разговаривать языком пантомимы. Снимать такие сцены можно, разумеется, несинхронной камерой, а звук записывать отдельно. Кроме музыки или шумов в данном случае очень уместны и органичны закадровые реплики и комментарий происходящего. При съемках такого рода сцен важно правильно выбрать темп и ритм движений действующих лиц.

Для создания необходимого настроения и определенного темпо-ритмического рисунка съемку их удобнее проводить под заранее подготовленную для этой цели фонограмму. Это может быть запись музыки, шумов или голоса, который за кадром ведет всю сцену. Перед записью такой фонограммы предварительно уточняют ее ритмический размер и общую протяженность в соответствии с задуманной сценой.

В процессе звукового решения музыкальных и особенно комедийных фильмов уместно воспользоваться и таким приемом, как исполнение всевозможных песенок и куплетов не поющими, а лишь имитирующими пение актерами под готовые записи. Кстати, телевизионная передача «Кабачок 13 стульев» весьма успешно практикует этот прием, превращая его даже в трюк. В одной из передач смеха ради артист Б. Рунге, исполняющий роль пана профессора, «пел» голосом французской певицы.

Весьма удачно выполнено тонирование в сочетании с озвучением и съемкой под фонограмму в лирической кинокомедии «С легким паром, или Ирония судьбы» (режиссер Э. Рязанов, композитор М, Таривердиев, звукооператор Ю. Рабинович).

86

Талантливую игру польской актрисы Барбары Брыль-ской, исполняющей главную роль, дополняет не менее талантливое тонирование всех речевых эпизодов актрисой

B.  Талызиной, а исполнение песен под гитару — певицей А. Пугачевой и гитаристом С. Никитиным. Последний не только аккомпанирует на гитаре, но и поет за исполнителя главной мужской роли А. Мягкова. В исполнении

C. Никитина звучат также песни за кадром.

Заметим, что прием игры под заранее записанную фонограмму применялся в кино давно. Так снимались, например, многие эпизоды в известной кинокомедии режис^ сера Г. Александрова «Веселые ребята» (музыка И. Дунаевского). Первый проход пастуха Кости (артист Л. Утесов) с многочисленным стадом сопровождается звуками веселого марша, мычанием и блеянием скота. Звучит знаменитая, ставшая очень популярной песня Кости «Легко на сердце от песни веселой». В звуки этой мелодической жизнеутверждающей песни вплетаются, ритмически точно с ней согласуясь, свистящие звуки пастушеского кнута, которым Костя время от времени с особым щегольством лихо подбадривает свое стадо. Затем на деревянном мостике Костя прыгает в такт с исполняемой на ксилофоне музыкой марша. (Этого можно достичь либо съемкой под фонограмму, либо озвучением немого эпизода.)

Особо интересен по звуку эпизод этого фильма, в котором Костя проводит «перекличку» своих четвероногих питомцев. Животных пастух вызывает по кличке. В ответ на его вызов коровы и овцы поочередно откликаются мычанием или блеянием. «Графиня!»—кричит Костя и в ответ в окне появляется голова мычащей коровы. Монтаж звука и изображения выполнен так искусно, с такой музыкальностью и чувством юмора, что эта сценка никого из зрителей не оставляет равнодушным.

В комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (режиссер Э. Климов) есть смешная сатирическая еценка с лагерным врачом, роль которого исполняет артистка Л. Смирнова., Комизм и ирония усиливаются здесь звуковым решением. Бездушное, формальное отношение врача к своей работе, ее безразличное и чиновничье выполнение предписаний хорошо подчеркиваются игрой актрисы, ее голосом и интонациями. Разоблачительная интонация достигает своего апогея, когда в кадре широко раскрытый рот блюстительницы «медицинского

87

Назад Страница 0048 Вперед