Назад

Страница 0038

Вперед

зыка или песня. Порой и речевые элементы могут формировать звукозрительные образы, работая как шум. Например, звук ликующей толпы или крики негодования, звук голосов, переходящий в гул,— в нем нельзя разобрать отдельных слов, но четко можно уловить характер, настроение происходящего.

Отдельные слова или части слов, долетающие со стороны, где происходит то или иное событие,— это по сути дела тоже не речь фильма, а шумовые фактуры, назовем их условно «речевые шумы». Многоголосый гомон восточного рынка, в котором сплетаются выкрики и причитания торговцев, покупателей, порой звуки разноязычной речи — очень колоритная звуковая фактура, тоже сочетание шумо-речевое. Обычно подобные сочетания относят к разряду шумов, поскольку в них не содержится смысловых законченных фраз.

Снимая звуковой фильм, следует заранее подумать о шумовой атмосфере отдельных эпизодов. Можно, увлекаясь желанием достоверной звукопередачи, пытаться фиксировать все шумы, возникающие по ходу действия. Приведем пример насыщенной шумовой атмосферы: в кадре человек то и дело вскакивающий из-за стола и начинающий быстро шагать по комнате, держа в руках скомканный лист бумаги — начатое и незавершенное письмо. Человек тяжело и громко дышит, пальцы его нервно теребят и рвут бумагу; долго звонит телефон, но человек не берет трубку; слышно, как за стеной соседский мальчик дрессирует щенка. Ситуация вполне жизненная и реальная, но такое обилие звучаний не всегда способно передать характер происходящего, вскрыть драматургическую суть эпизода.

Если снимать такой эпизод синхронно, то вряд ли точная расстановка микрофонов даст что-либо кроме шумовой неразберихи, в которой одни звучания заглушат другие по чисто акустическим законам. Если же подобный эпизод снять на немую и озвучить его методом наложения при перезаписи, все звучания можно будет сбалансировать так, чтобы они не мешали одно другому и воспроизводили достоверно звучащую сцену. Но получили ли бы мы при этом интересный и яркий звукозрительный образ — раскрытие ситуации или характера действующего лица? Увы, многоголосое звучание эпизода, кроме звукозрительной достоверности, ничего не привнесет в сотворение образа фильма. Отсюда следует вывод о том, как важно при выборе шумо-

66

вых фактур уметь отличать основные, определяющие звучания от второстепенных, обязательные от необязательных шумовых красок. Здесь все зависит от замысла, стиля, жанра и от индивидуального подхода к звукозрительному материалу.

Заметим, что именно потому, что жизнь до отказа насыщена звуками, так трудно бывает отобрать одни шумовые фактуры и отказаться от других. Начинающие кинематографисты чаще всего впадают в ошибку, пытаясь скрупулезно переносить на экран каждое звучание.

Каким принципом следует руководствоваться при выборе шумовых фактур? Буквальное и постоянное совпадение шумов с экранным действием — еще не есть достоверность, и не всегда этим достигается звукозрительная выразительность. Следует отбирать для фильма, для эпизода те звуки, которые работают на его драматургию, создают художественные образы. Излишне громко звучащие шаги, различные шорохи, скрипы, стуки — это ненужные иллюстративные шумы, они часто отвлекают внимание, засоряют звуковой ряд фильма. Звуковую драматургию каждого эпизода следует продумывать заранее даже тогда, когда речь идет только о шумовой атмосфере. От шумов случайных, не работающих ни на сюжетный, ни на эмоциональный смысл эпизода, следует решительно освобождаться.

Мы уже говорили о том, что для создания художественных образов в кино необходимо индивидуальное восприятие явлений; это целиком относится и к разговору о выборе шумовых фактур.

«...Не все шумы и звуки, существующие физически в жизни, нужны для фильма. В переложении жизненной ситуации в кинематографическую необходим отбор звуков. Но какими должны быть эти отобранные звуки? Только ли такими, какими мы слышим их в жизни, или же они могут приобретать иное звучание, иную форму?.. Шумы, как и любое явление жизни, художник может передавать как бы в восприятии героев. Но он может иметь и свой взгляд, не сходный со взглядом персонажей произведения» *.

Даже звук падающих водяных капель может создавать разное настроение, разное душевное состояние героев. Это может быть звонкая капель, сверкающая искорками весен-

* Закревский Ю. Звуковой образ в фильме. М., «Искусство», 1970, с. 44.

67

Назад Страница 0038 Вперед