Назад

Страница 0023

Вперед

Однако если условия ограничены — нет пульта перезаписи, монтажного стола и приспособлений для параллельного монтажа фонограмм,— надо приобрести практические навыки и овладеть искусством монтажа музыкальной фонограммы на одной пленке методом монтажа встык. Кинолюбители, не имеющие в своем распоряжении синхронной аппаратуры и звукомонтажного оборудования, ведут обычно монтаж музыки на узкой ленте и все расчеты производят с помощью секундомера.

Во время работ по озвучению при монтаже музыкальных фонограмм, их подборе и совмещении с изображением важно заранее знать, как связаны между собой протяженность звучания эпизода и длина пленки его изображения. Кинолюбители пользуются для немых съемок самыми различными камерами. То же можно сказать и о типе применяемых пленок и о частоте съемки. Таким образом, материалы съемок, полученные разным способом, будут представлены разным количеством пленки, проходящей за единицу времени. Время звучания музыкальной фонограммы измеряют с помощью секундомера. Очень важно знать, с каким отрезком пленки соизмеряется, скажем, 10 с звучания музыки *. Иной раз важно зпать, сколько секунд музыки надо добавить, чтобы она точно соответствовала определенной длине изображения.

С помощью табл. 1 и 2 легко быстро рассчитать протя-

Таблица 2

КОЭФФИЦИЕНТЫ ДЛЯ РАСЧЕТА ВРЕМЕНИ ЗВУЧАНИЯ (в мин) И ДЛИНЫ ПЛЕНКИ (в м)

 

1

 

2

3

 

4

5

6

   

Частота

           
   

съемки,

           

Ширина

\.

павр/с

8

16

 

24

32

48

пленки,

               

мм

               

16

     

7,

2

10,8

14,4

21,6

8

   

1,8

3,

6

5,4

7,2

10,8

2x8

   

1,8

з,

6

5,4

7,2

10,8

35

   

9

18

 

27

36

54

0 - 0023-1.jpg

:

* Имеется в виду, что аппаратура записи и воспроизведения фонограмм заранее известна и неизменна.

44

женность звучания для озвучения тех или иных кадров или эпизодов изображения. Если длина таких кусков невелика и может быть выражена в сантиметрах, то следует пользоваться табл. 1, по которой в соответствии с типом используемой пленки и частотой съемки находят нужный коэффициент. Разделив на этот коэффициент длину интересующего куска, получим величину времени звучания в секундах.

Если длина изобразительного материала исчисляется метрами, расчет производят по табл. 2. Время звучания вычисляется точно таким же способом, только теперь полученная величина будет выражать число минут. Если время звучания известно и следует исходя из него определить длину соответствующего изображения (например, при озвучении песней, сократить которую невозможно), пользуются этими же таблицами. Умножив время звучания на коэффициент соответствующей таблицы, получают искомое количество съемочного материала, которое будет соответствовать времени звучания выбранной песни.

Предположим, вы хотите использовать для озвучения песню, первый куплет которой звучит 20 с. Вы решили озвучить им план ночного города, снятый панорамой, длина которого 110 см. Требуется рассчитать, сколько метров изображения нужно для того, чтобы оно начиналось вместе с первым и заканчивалось вместе с последним звуком первого куплета.

Известно, что съемка велась на пленке 2X8 мм с частотой 16 кадр/с. По табл. 1 находим коэффициент (третья строка, третий столбец). Он равен 6. Умножив продолжительность звучания (20 с) на этот коэффициент, находим соответствующую этому времени длину изображения: 6X20= 120 см. Снятая же панорама оказалась на 10 см короче. Следовательно, необходимо увеличить длину изображения. Этого можно достичь, вставив перебивочные планы, если такие имеются, или прибегнуть к затемнению, что предпочтительнее, так как не всегда имеет смысл съемку панорамой разбивать на части; если панорама хорошо выполнена, она дает определенный зрительный эффект, который перебивками будет нарушен.

Многое из того, что было сказано в этом разделе о монтаже музыкальных фонограмм, распространяется на случаи монтажа других звуковых материалов. Может быть также монтаж, сочетающий на одной пленке музыкальные, речевые и шумовые компоненты.

45

Назад Страница 0023 Вперед