Назад

Страница 0014

Вперед

Точка зрения на то, как, когда и какую использовать музыку в любительском фильме и какова ее роль в нем, у разных авторов различна.

Музыка фильма и другие звуковые компоненты, так же как и весь его зрительный ряд, его построение и все смысловые и эмоциональные акценты, выражают авторское отношение к материалу, и это особенно дорого в начинающих авторах-любителях. Самобытность таланта всегда выражается в отходе от стандартов, в стремлении избегать штампов.

Вопрос удач и неудач с выбором музыки или шумов, текста и других компонентов фильма решится сам собой, после того как аудитория, для которой сделан этот фильм, воспримет его или отвергнет, одобрит или отнесется скептически, выразит свое восхищение или останется равнодушной.

Кроме того, и сами авторы должны быть способны на объективность суждений. Критически оценивая собственные неудачи, они будут от фильма к фильму совершенствовать свой вкус. В сопоставлении собственных работ с произведениями других авторов и со своими предшествующими работами будет формироваться профессиональное мастерство, творческая индивидуальность, а порой может проявиться и талант.

Рассуждая о музыкальном решении любительского фильма, следует ориентироваться на музыкальный вкус автора. Любые рекомендации в этой области давать надо с осторожностью. Мы говорили, что музыканты-иллюстраторы прошлых лет на протяжении всей истории немого кино старались придать музыке большую кинематографическую активность, тем не менее предпринимавшиеся попытки систематизировать их деятельность приводили лишь к ремесленному пользованию уже готовых (отобранных на каждый случай) произведений, то есть к шаблонному музыкальному оформлению, что ни в коей мере не могло отвечать задачам нового искусства.

В отличие от иллюстратора кинолюбитель — создатель фильма, автор его замысла, человек, достаточно искушенный в вопросах понимания искусства звукового кино и специфики его выразительных средств. Приступая к озвучению фильма, снятого и смонтированного им самим, кинолюбитель знает, какие чувства и мысли должны раскрываться или подчеркиваться музыкой, какие зрительные впечатления должны музыкой усиливаться или, наоборот,

26

отодвигаться на второй план, уступая место музыкальной выразительности образа.

В распоряжении автора фильма есть множество других звуковых выразительных средств кроме музыки, и восполнять ею отсутствие каких-либо шумов или реплик, как это практиковалось раньше, нет необходимости. Музыка стала подлинно художественным средством выражения авторского видения кинообраза.

Возможности выражения мыслей и чувств языком музыки не ограничены, однако, озвучивая фильмы, кинолюбитель должен помнить, что пользоваться ею надо бережно и экономно.

Выбор и разработка основной музыкальной темы, точная мера продолжительности звучания музыки в отдельных эпизодах определяют художественные достоинства всего произведения.

АВТОРСКАЯ МУЗЫКА ФИЛЬМА

Большое распространение радио, телевидения, кино, а также огромное количество музыкальных произведений, которые ежедневно звучат в концертных залах и клубах, наконец, огромное количество музыкальных учебных заведений, всевозможных пособий способствуют тому, что средний уровень музыкального развития людей повышается с каждым годом.

В наше время нередко встречаешь людей, основная профессия которых имеет мало общего с музыкой,— это врачи и рабочие, инженеры или труженики сельского хозяйства, но любовь к музыке, к песне, к народной мелодии сделала их популярными музыкантами, композиторами. Любительское кино — самодеятельное искусство, в котором находят свое выражение многие человеческие способности. Очень часто в любительских лентах звучат песни, слова и музыка которых написаны самими авторами, и почти всегда это делает фильм более интересным, выразительным и ярким.

Музыка фильма воспринимается человеческим сознанием не механически, не так, как она фиксируется, скажем, на магнитную ленту. Мысли и чувства, которые вложил в свои сочинения композитор, рождают у слушателя ответный отклик, обобщенные образы музыки конкретизируются в его сознании. В случае музыкального решения кинообраза надо учитывать, что фантазия слушателя-ки-

27

Назад Страница 0014 Вперед