Назад

Страница 0013

Вперед

ваемая иллюстраторами) пйссизно следовала за кадрами, более или менее удачно «изображая» их своими средствами. Самое же высшее, на что она была способна,— это подняться над примитивными, «служебными» звукоизо-бразительными целями — воспроизведением шумов и звуков действительности — ив достаточной степени соответствовать кадрам, оперативно меняя — в зависимости от происходящего на экране — свой характер. Ио соответствие это было, как правило, поверхностным: музыка не вторгалась в действие, не раскрывала скрытых чувств и переживаний героев, не рождала новых мыслей. В большинстве случаев она была бледным эмоциональным придатком кадров и потому ее воздействие на зрителя было весьма ограниченным» *.

Такое использование музыки объяснялось тем, что музыканты-иллюстраторы и оформители часто были людьми случайными, не связанными с авторами, создателями фильмов, им приходилось решать трудные задачи, создавая звуковую интерпретацию уже готовых фильмов самых разных жанров. Они были далеки от глубокого понимания нового кинематографического искусства, специфики его выразительных средств.

Сегодняшний кинолюбитель, живя в мире широко распространенного и высокоразвитого звукового киноискусства, на первой стадии творчества тоже испытывает трудности, правда, несколько иного порядка. Но «эра» звукового фильма у большинства кинолюбителей тоже начинается с озвучения готовых, снятых «на немую» лент, и чаще всего процесс этот начинают с озвучения музыкой.

Озвучением называется процесс записи различных звуковых компонентов с учетом уже готового изобразительного материала.

ОЗВУЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ

Приобщение человека к современному киноискусству немыслимо без знакомства с другими искусствами, такими, как живопись, поэзия, скульптура, и, конечно, не мыслится без непременного, обязательного постижения музыки, ее законов, выразительных средств и возможностей. Для успешной работы по музыкальному оформлению человек должен быть хоть частично подготовлен к этому:

0 - 0013-1.jpg

* К органов Т., Фролов И. Кино и музыка, с. 44. . 24

еть музыкальный слух, обладать определенным му-кальным вкусом.

Если кинолюбитель на первых порах будет озвучивать отснятый и смонтированный фильм музыкой, воспроизводимой магнитофоном или проигрывателем во время его демонстрации, то и тогда для успеха дела ему нужны музыкальные знания, ведь понадобится подобрать музыкальные фрагменты, умело, правильно их скомпоновать, определить смысловые и эмоциональные акценты и т. п.

Если же задумывается серьезный фильм с использованием музыки как драматургической и эмоциональной основы сюжета, если сценарий предусматривает выразительность музыкального языка, использование музыки как основополагающей концепции фильма, тогда необходимы глубокие, серьезные знания и понимание музыки.

Среди кинолюбителей немало людей, имеющих музыкальное образование, владеющих игрой на музыкальных инструментах, а также занимающихся композицией музыки, для них работа по созданию звукового музыкального фильма во многом упрощается. Мы же в своих рассуждениях ориентируемся на среднего кинолюбителя, то есть человека, не имеющего специального музыкального образования, но имеющего определенную подготовку в области правильного восприятия и понимания музыки.

Некоторые усилия в области музыкального самообразования могут в известной степени помочь делу. Главное — это желание. Если человек испытывает желание услышать ту или иную музыку в своем фильме, значит он обладает потенциально выраженными музыкальными способностями, и если первые неудачи не сломят его упорство, то в дальнейшем, совершенствуя свои знания, он сможет создавать хорошие звуковые фильмы.

Любительское кино — это прежде всего кино авторское. Главное — автор должен быть искренним, выражать себя в своем фильме и в его звуковом решении. Если вы не любите музыку, ее звучание в фильме не доставляет вам удовольствия, значит, в вашем фильме ей нет места и не старайтесь использовать ее только потому, что она прозвучала в понравившемся вам фильме; не следует также по чьим-то советам идти наперекор своим ощущениям, своим понятиям о звуковой атмосфере фильма, о его звуковой выразительности. Можно, наверное, и совсем без музыки сделать интересный фильм, используя лишь записи речи или шумов.

25

Назад Страница 0013 Вперед