Назад

Страница 0310

Вперед

БОЛГАРИЯ1

По насыщенности экранами вдвое большей, чем в Румынии, Болгария превосходила также Португалию и Польшу и занимала одно из первых мест среди балканских стран.

С 1914 года на болгарском кинематографическом рынке доминировала Германия; попытки Голливуда завоевать и сохранить ведущее место не увенчались успехом.

В Софии фильмы выпускались с 1912 года, в период 1920—1930-х годов поставлено около двух десятков картин, но количество созданных звуковых художественных фильмов, вероятно, не достигло и дюжины к тому моменту, когда царь Борис, скрепив своей подписью тройственный пакт, в марте 1941 года отдал страну немецким оккупантам.

Среди одиннадцати фильмов, поставленных в Софии в период с 1939 по 1943 год, можно назвать «Они победили» (1940) — военный фильм, воспевающий сражения, данные болгарами англичанам, высадившимся в Салониках в 1915 году. Этнографические элементы, национальные костюмы и живописные пейзажи занимали в фильме большое место, так же как и в другой постановке — «Свадьба» (1943). Во время немецкой оккупации, как указывает Лапьерр, были поставлены также фильмы «Болгарские орлы», «Испытание» (совместно с Венгрией) и др.

Хотя некоторые из них создавались не без немецкого участия, а иногда, по-видимому, даже в венских студиях, Геббельс видел, что на болгарских экранах его кинематографию теснили. В 1943 году в течение нескольких недель итальянские фильмы составляли большинство в программе кинотеатров Софии, где заслуженным успехом у публики пользовался первый неореалистический фильм «Четыре шага в облаках».

Движение Сопротивления против немецких окку-

1 В 1939 г. население 6 миллионов, 200 кинотеатров, насыщенность экранами 34. В 1947 г, та же насыщенность экранами, 17 миллионов зрителей, т. е. 3 билета на одного жителя.

284

Назад Страница 0310 Вперед