Назад

Страница 0466

Вперед

и резкостью, благодаря чему родилась Драма исключительного качества» (Льюис Джекобе).

Фильм оказал сильное влияние за границей, в частности на Жака Превера и Марселя Карне («День начинается») *. Но все же лучшее произведение Штернберга— «Доки Нью-Йорка» (1928), где он показал безысходную и несчастную любовь двух людей, жертв общества.

«Кочегар (Джордж Бэнкрофт) во время стоянки спасает тонущую проститутку (Бетти Компсои), с которой его венчает в каком-то притоне пастор (Густав фон Сей-фертиц). Женщину обвиняют в преступлении, которое берет на себя одна из ее подруг (Ольга Бакланова). Моряк уезжает, сказав женщине на прощание, что женился ради шутки. Но в плавании он решает вернуться к ней. Все действие происходит в двадцать четыре часа в* притоне и его окрестностях».

Произведение отличалось особой атмосферой, созданной туманом и иочью (их позже используют Карне и Превер в картине «Набережная туманов» и, быть может, Пабст в некоторых сценах «Трехгрошовой оперы»), неумолимостью рока, нежностью к деклассированным людям, утонченной эстетикой операторской работы.

В 1928 году вышла картина Штернберга «Последний приказ» («The Last Command»), одновременно коммерческая и претенциозная, выполненная по прихоти Эмиля Яннингса. Идею фильма подсказал Штернбергу Лю-бич, «который не считал ее достаточно хорошей для постановки картины». Царский генерал — эмигрант (Ян-нингс) работает в Голливуде статистом. Его когда-то любила революционерка (Ивлин Брент), и он соглашается надеть свою старую форму, чтобы сыграть роль под руководством революционера (Уильям Пауэлл), которого когда-то арестовал. Генерал умирает от волнения перед камерой, услышав гимн «Боже, царя храни». В сценарии, написанном по заказу для актера, не обошлось без критики военной дисциплины в Голливуде •*.

♦ По-видимому, »то только предположение Садуля. Атмосфера фильма Превера и Карие рождена обстановкой в предвоенной Франции и вряд ли может быть обусловлена чисто техническим влиянием.— Примеч. ред.

•* Штернберг снял для «Парамаунт» еще два иемых фильма, которые не сохранились,—«Бредень» («The Drag-net», 1928), детектив с Джорджем Бэнкрофтом, Ивлнн Брент, Уильямом Пауэллом и Фрэдом Колером, поставленный на волне успеха «Трущоб», а также

418

Назад Страница 0466 Вперед