Назад

Страница 0481

Вперед

черкивая, что фильм обладал способностью рекламировать все остальные принадлежащие ему предприятия.

Операция с «Дойлиг»... показывает, что Стиннес увидел в кинопромышленности способность к самостоятельному существованию. Вся эта операция дает впечатляющее представление о характерных чертах деятельности Стиннеса, вертикальной концентрации его предприятий. Не приходится сомневаться в том, что Стиннес пошел бы и на налаживание собственного производства кинопленки» *.

Стиннес оставил во главе фирмы «Вести» Венгерова, мечтавшего о создании европейского объединения крупнейших фирм Германии, Франции, Скандинавских стран и так далее. Вот что говорил об этом сам Венгеров:

«Повсеместно, несмотря на все прилагаемые усилия, кинопромышленность в этой старой Европе влачит жалкое существование. <[...> Что следует сделать? Нужно, чтобы в каждой европейской стране появились один или два фильма, созданные истинными мастерами режиссуры. Тематика их должна строиться на выдающихся литературных произведениях или на оригинальных сценариях, написанных крупнейшими писателями страны. Нужно, чтобы лучшие художники вложили в эти фильмы всю силу своего таланта, чтобы вообще созданию каждого фильма отдавался максимум художественных сил. И вот какова моя концепция «Европейского объединения». Я предлагаю, чтобы четыре самые крупные кинематографические страны Европы — Франция, Германия, Великобритания и Швеция — создавали ежегодно по два фильма, а Италия, Австрия, Испания и Россия** — по одному, что даст нам в итоге ежегодно двенадцать фильмов. Эти картины должны быть созданы при участии знаменитых актеров и самых крупных режиссеров Соединенных Штатов и Европы. Расходы по постановке каждого из этих фильмов должны составить от 150 до 200 тысяч долларов» ***.

Защищая эту идею, Жан Тедеско, главный редактор журнала «Синэа-Синэ пур туе», писал в номере от 1 января 1925 года:

«Не следует подразумевать при этом, что такие фильмы будут лишены национального своеобразия. Венгеров

* «Licht-Bild-Buhne», 1924, 12 Apr.

** Концерну Стиннеса принадлежали в России 19 концессионных предприятий.

*** «Cine-Magazine», 1924, 10 oct.

18 № 82                                               417

Назад Страница 0481 Вперед