Назад

Страница 0242

Вперед

тематику кинематографической продукции, развить интересное начинание Госкино, предпринятое им в области снижения себестоимости фильмов.

Нужно также начать решительную борьбу против так называемой «коммерческой» продукции, иными словами, против буржуазных картин, создаваемых на советских киностудиях. <\.>

Необходимо тщательно просеять прокатный фонд фильмов, усилить работу цензуры, не позволяя себе принимать решения под впечатлением возможных убытков, которые понесут кинематографические предприятия. Убытки— один из наиболее действенных способов заставить кинематографические предприятия более внимательно выбирать фильмы для их проката, особенно зарубежные».

Для того чтобы увязывать и планировать производство фильмов и их тематику, в составе Госкино был создан Художественный совет. В контакте с Главным репертуарным комитетом, осуществляющим цензуру произведений для кино, театра, цирков и т. д., он выбирал сюжеты будущих фильмов. С другой стороны, в течение восьми месяцев Госкино затратило два миллиона рублей на закупку в Германии, Франции, США съемочной аппаратуры, различной техники, кинопленки. Это позволило в 1926 году снять 95 полнометражных фильмов, то есть больше, чем в том же году было снято во Франции или Англии. В 1920—1922 годах страна испытывала острый недостаток фильмов; в 1923—1924 годах появились первые удачные кинопроизведения, правда, пока еще немногочисленные; 1925—1926 годы стали эпохой большого подъема, главным образом благодаря молодежи,— впрочем, не следует недооценивать и усилия кинематографистов старшего поколения.

Лучшие из ветеранов в той или иной мере испытали на себе влияние Станиславского. Первый удачный советский фильм — «Поликушка» — обязан своим успехом прежде всего одному из лучших актеров МХТ — И. Москвину и режиссеру Александру Санину *, основателю Художественного театра вместе с Константином Станиславским, первым ассистентом которого был Санин, вме-

* Мы исправляем ошибку, допущенную в предыдущем томе «Всеобщей истории кино». В главе «Первая мировая война» (см.: Всеобщая история кино, т. 3. М., «Искусство», 1961, с. 443) Ю. Желябужский был назван режиссером фильма «Поликушка». В действительности он был оператором этого фильма. Сценарий «Поликуш-ки» написан Федором Оцепом и Николаем Эфросом.— Примеч. авт.

226

Назад Страница 0242 Вперед