Назад

Страница 0199

Вперед

Глава XXV

„НЕТЕРПИМОСТЬ" — ЭТАПНЫЙ ФИЛЬМ

(1916)

Работая над монтажом фильма „Рождение нации", Гриффит в 1914 году приступил к съемкам картины „Мать и закон". Темой для сценария, который он написал сам, послужил знаменитый американский судебный процесс — дело Стилоу, а также отчет „Федерал индастриэл комишн" о кровавой забастовке, во время которой, по свидетельству Льюиса Джекобса, некий владелец химического предприятия приказал своей личной охране расстрелять 19 рабочих, требовавших увеличения заработной платы.

Фильм, очевидно, был закончен в начале 1915 года, но его выпуск задерживался по неизвестной причине. Возможно, что Гриффит собирался дополнить свое произведение. Однако возможно также, что финансисты „Трай-энгла" (основанного в ту пору) были напуганы некоторым социальным „вольнодумством" фильма и боялись после беспорядков, вызванных картиной „Рождение нации", стычек совсем иного порядка... В Лондоне „Нетерпимость" была анонсирована следующим образом:

„Рабочее название картины было — „Мать и закон". В течение более чем пяти лет (sic!) Д.-У. Гриффит лично занимался этим фильмом. Его главная мысль развивается в четырех параллельно движущихся историях, происходящих в четыре разные эпохи существования мира. Прибавляя к своей современной истории события минувших лет, Гриффит целиком отстраняется от всех старых, пришедших из театра концепций. В каждый эпизод он вводит аллегорию, относящуюся к действующим лицам его современной истории, втянутым в круговорот нетерпимости, которая является отрицательной силой в развитии его главной темы.

Исследовательская работа для разработки этих древних эпизодов была проведена коллективом экспертов, рабо-

188

Назад Страница 0199 Вперед