Назад

Страница 0171

Вперед

Если наша эпоха еще обладает философами, они не преминут отметить, что, обнаруживая себя идеально хотя бы в Дугласе, толпа, вне всякого сомнения, высказывается в пользу некоторого нового порядка вещей. Она сочувствует современному герою, вернее говоря — его схеме. Ей уж кажется нестерпимым романтический болтун и скучный человек, проникнутый корнелевскими чувствами любви и долга, хотя последнего она еще продолжает уважать.

Во времена, особенно бедные, „Безумие Манхеттена" зовет к открытию нового ритма, человеческого и в полном смысле слова современного"1.

Если нужно в связи с образом Дугласа обратиться к философии, то следует сказать, что этот несколько необычный пропагандист ознакомил Европу (причем лучше не могла сделать ни одна речь и ни одна кампания, поднятая в прессе) с новой концепцией жизни —• с „американским образом жизни", который стал основным принципом американской империалистической идеологии. Этот гонец, этот провозвестник казался славным молодым человеком, обаятельным, смелым. Люди ничего не подозревали и восхищались этим подобием Пирл Уайт в образе мужчины.

„Открытие" Дугласа Фербенкса — капитальный вклад студии „Файн Артс". Гриффит был поглощен в те дни подготовкой в съемкам „Нетерпимости", и Дуглас,в отличие от Лилиан Гиш или Мэй Марш, —не его создание. Если самые сенсационные фильмы Дугласа Фербенкса и были созданы студией, которой руководил Гриффит, то съемки шли вдали от него, в Нью-Йорке („Безумие Манхеттена") или в Сан-Франциско („Американец").

Если не считать Дугласа Фербенкса, студия „Файн Артс" сделала небогатый вклад в американскую кинематографию. Мы уже говорили о провале серийных фильмов на исторические и литературные темы. Без сомнения, лучший фильм студии — „Старики у себя дома" (режиссер Чарлз Уитни, с участием Джозефины Кроуэлл, Герберта Три и Милдред Гарри с, будущей жены Чаплина). В этой сентиментальной мелодраме старики-родители узнают, что их легкомысленный сын несправедливо обвинен в преступлении; они

1Леон Муссинак, Рождение кино (русск. перевод), „Academia", Л., 1926, стр. 99—101.

11* _ 15                                                                                163

Назад Страница 0171 Вперед