Назад

Страница 0066

Вперед

найдена звуковая перспектива: робкие, звучащие в отдалении голоса проснувшихся птиц, потом вторящие им перекликания петухов. Все это настолько дополняет и усиливает выразительность цветного изображения, что кажется, будто в зал доносится прохлада и запах свежести предрассветного часа.

А когда по ходу рассказа был показан небольшой базарчик, то доносящийся временами говор (общеплаиовое звучание), в котором слышатся отдельные слова с характерными для тех мест акцентом и напевностью речи, создает полное впечатление присутствия где-то рядом толпы народа. Доносятся обрывки фраз, очень характерные, точно соответствующие именно этому эпизоду, этому месту, именно этим людям, и нет беды в том, что вы не видите, кто именно произносит те или иные слова. В сутолоке местного базарчика вы слышите расневный характерный многоголосный шум, не фиксируя, кем произносятся те или иные фразы, но точно ощущая атмосферу этого места и времени.

В эпизоде внезапной грозы очень хорошо звучат (это нечасто встречается даже в профессиональных фильмах) гром и ливень с затихающими и вновь усиливающимися потоками дождя. Все в этом фильме подкупает естественностью и хорошей продуманностью звукового решения. Несинхронные звучания помогают передать подлинность атмосферы, создают эффект присутствия.

Для решения задач, возникающих перед любителем — автором звукового фильма, необходимо обладать большим запасом знаний: уметь написать сценарий, разработать план съемок, правильно определить необходимую технику, ее тип и количество. Быть одновременно организатором и исполнителем разного рода работ, уметь не только снимать, но и монтировать снятый материал, записывать звук и творчески подходить к его использованию, знать все тонкости работы и «настройки» съемочной и звукозаписывающей техники.

Главное же автор фильма постоянно должен помнить о законах психологического и эмоционального восприятия киноискусства, о его воздействующей и преобразующей силе. Одним словом, создание кинопроизведения, отвечающего всем требованиям настоящего искусства, в условиях любительской практики — задача трудная, но как показала жизнь, осуществимая.

122

I

Как известно, спецификой искусства кино является то, что оно базируется на технической основе. Задумав осуществить постановку пусть даже небольшого и не очень сложного фильма, автор должен знать и хорошо представлять себе последовательность и взаимосвязь отдельных творческих и технических процессов.

Техника и технология кинолюбителей настолько многообразна и самобытна, что не позволяет говорить о какой-то единой системе. Жанровое разнообразие любительских работ, с одной стороны, смелые попытки их авторов в области технического совершенствования оборудования и звукозаписывающей аппаратуры, с другой, предполагают необычайное разнообразие технологических схем от самой примитивной до сложной, предусматривающей работы с профессиональным оборудованием и с определенным порядком организации всех процессов производства фильма.

В каждом отдельном случае кинолюбитель, руководствуясь своими возможностями и поставленными задачами, выбирает с\збе подходящую технологию. Выбор этот будет зависеть не только от технического оснащения, но главным образом от правильного использования оборудования и от того, какого результата в конечном счете стремится достичь автор фильма. Если, например, его задача создать скромную любительскую ленту, то звуковое решение может свестись лишь к звуковому сопровождению снятого (немого) изображения, авторский комментарий возможен как живое слово во время демонстрации фильма.

Однако при такой «системе» создания и показа фильма вряд ли можно говорить о замыслах автора, о мастерстве, об удачном или неудачном звуковом решении.

Настоящий творческий подход к звуковому фильму, к воплощению в звукозрительных образах всей красоты и многообразия жизни, заставляет авторов ставить перед собой более сложные задачи и предполагает более высокий уровень развития, позволяющий вести серьезный разговор о мастерстве звукового решения. Многие любительские студии располагают уже сейчас такой производственно-технической базой, которая позволяет осуществлять самые сложные звуковые решения и достигать в этом подлинного мастерства. Технология производства таких фильмов близка к технологии профессиональных студий.

Конечно, однозначных связей между техническими возможностями и творческими успехами не существует. Многого можно достичь, располагая и весьма скромными

123

Назад Страница 0066 Вперед