Назад

Страница 0045

Вперед

сферу жестокой борьбы между старой и новой жизнью, в атмосферу волнений, связанных с первыми декретами Советской власти. Декрет о земле, вызвавший безграничную радость и счастье большинства, вызвал ожесточенную реакцию баев, местных землевладельцев. В республике происходили классовые столкновения не без кровопролитий и человеческих жертв.

Технические средства звукозаписи в те годы были далеки от совершенства. Работа актеров в звуковом кино требовала специальной подготовки, однако, несмотря на трудности, в фильме явно обозначены первые попытки звукозрительного решения.

Звуковые приемы еще примитивны, тем не менее есть очень хорошо и убедительно сделанные синхронные эпизоды, драматургия которых построена на использовании звукового образа. Когда в кадре обезумевший от счастья старый узбек бросается на землю, обнимает и целует ее, зарывает в нее лицо, слезы, смех и многократно выкрикиваемое им слово «земля! земля!» придают эпизоду подлинную взволнованность и убеждающую силу художественного образа. Использовано много закадровых фоновых шумов и реплик, они хотя и несинхронны, но создают характерную звуковую атмосферу.

Несмотря на присутствие отдельных синхронных эпизодов, в картине применены титры и голос за кадром, поясняющий события.

И хотя многие кинолюбители сегодня оснащены технически и творчески несравненно лучше, для них этот фильм может представить интерес, ибо в нем явно заметна изобретательность автора, желание максимально использовать звуковую палитру, несмотря на очень скудные средства, которыми располагало в те годы профессиональное звуковое кино.

В зависимости от жанра фильма, от творческой манеры режиссера-постановщика в фильме могут доминировать диалоги или музыка, документальный репортаж или фантастические звучания. Преобладание внутрикадровых (мотивированных событиями кадра) или закадровых обобщающих звучаний также диктуется замыслом и жанром фильма.

Кинорассказ о жизни выдающегося музыканта — пианиста или вокалиста — может вестись не в жанре музыкального фильма-концерта с большим количеством музыкальных номеров, соединенных сюжетно, а в бытовой

80

манере, с целью показать известного человека в обстановке повседневной обыденной жизни, с ее заботами, трудностями, радостями. В таком варианте правомочно присутствие в звуке фильма большого количества жизненных бытовых деталей, внутрикадровых шумов и реплик.

Желая раскрыть внутренний мир художника, прикоснуться к процессу его творчества, следует, очевидно, прибегнуть к иному осмыслению и раскрытию образа, найти более сложные звуковые формы, передагощие мысли, чувства человека. Это можно сделать через хорошо подобранную или специально сочиненную музыку. Интересным звукозрительным рядом можно подчеркнуть творческое своеобразие, особые черты характера и проявление индивидуальности героев.

Фильм о композиторе, например, может быть пронизан авторской музыкой, которая, очевидно, должна подбираться с учетом исторических и биографических подробностей в соответствии с тем, как говорится об этом в сценарии.

Многое в выборе художественных средств, в построении и реализации материала определяется не только жанром кинопроизведения. Не менее важным обстоятельством, определяющим конструкцию фильма, выбор его звукового решения и другие творческие замыслы, является аудитория, на которую рассчитывается фильм.

Добрые фильмы о природе и о животных — это фильмы, аудитория которых безгранична, и все же язык фильма, если он рассчитан на детскую аудиторию, должен быть иным: и зрительный и звуковой ряды должны соответствовать особенностям детского восприятия.

Текст, музыка и шумы в детских фильмах обычно имеют более иллюстративный характер. В дикторском комментирующем тексте детского фильма не возбраняется повторить словами то, что происходит на экране, и тем самым подчеркнуть положительные или отрицательные стороны происходящего, помочь маленьким зрителям лучше разобраться в увиденном, понять кинорассказ.

Например, в кадре маленький мальчик, сидя за обеденным столом, капризничает, отказывается есть суп, крошит хлеб ради забавы и т. п. Зрителю все видно, однако назидательная фраза, подчеркивающая плохое поведение малыша, только усилит впечатление от увиденного, «Смотрите, как Петя плохо ест»,— говорит голос за кадром. «Ну, а это уж совсем некрасиво! Вы видите, наш

81

Назад Страница 0045 Вперед