Назад

Страница 0043

Вперед

ЗВУКОВОЕ РЕШЕНИЕ ФИЛЬМОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ

Жанр фильма определяет его звуковое решение. Принято различать художественное, документальное и мультипликационное кино. В каждом из них существуют те или иные жанры, определенные принципы построения сюжета, звукозрительного ряда.

Если обратиться к истории, можно заключить, что каждый период развития кинематографа характеризуется своей системой жанров. В силу исторической необходимости на разных стадиях развития кино появляются и развиваются те жанры, которые практически осуществимы.

«Жанр является своеобразным барометром: эволюционируя, он отражает изменения в духовной жизни общества» *. Несомненно, что и материальные условия общества, состояние экономики, техники также обуславливают появление и господство того или иного жанра. Простейшие, так называемые «низкие» жанры раннего кинематографа соответствовали тем возможностям, которыми располагала кинотехника тех лет. Главными жанрами тогда были: мелодрама, комедия и авантюрный фильм. «Именно в этих жанрах экран учился воспроизводить жизнь как движение (авантюрный фильм, комические) и как переживание (мелодрама) » **. В этих близких по мироощущению жанрах «коренные свойства экранного действия раскрывались в соединении натуры и игры. Звуковые образы в их развитии не имели решающего значения.

Такие жанры, как лирика, драма, эпос, где было необходимо звуковое решение образов, стали возможны и получили распространение лишь в звуковых фильмах. Так развитие жанров стимулировало развитие новых технических средств и творческих приемов, а стало быть, развитие самого киноискусства.

* Фрейлих С. Сквозь призму жанра.— «Искусство кино», 1972, № 1, с. 105.

** Там же, с. 104.

76

В 1910 г. писатель Карел Чапек писал: «Вооруженный всеми техническими средствами, полный веры в собственную свободу и всемогущество, кинематограф ожидает своего гения. Скоро... мы станем свидетелями невиданных чудес новой магии переступающей все физические законы. Мы познаем новую, небывалую комедийность, в распоряжении которой окажутся самые невероятные трюки... Возникнет совершенно новый вид гротеска — эксцентрический звуковой гротеск. Нам еще доведется услышать, как стонут сорванные розы, как поют камни. Лошади будут произносить проповеди, а голоса людей обретут прекрасную мелодичность флейты. Чего тут только нельзя сделать?!» *.

Но многие критики и теоретики кино тогда еще не видели перспектив развития кинематографа, как большого искусства. С. Эйзенштейн пытался противопоставить им свое понимание огромных возможностей, которыми располагает кино; он выдвинул сначала идею «интеллектуального кино», а затем не менее важную идею «эмоционального сценария». Таким образом он пришел к реализации основной проблемы: «воплощения в единстве интеллектуального и эмоционального начал средствами развитого звукозрительного кино» **.

Новые технические средства открывали опытнейшим мастерам экрана новые возможности, позволяли им найти новые творческие позиции. Эти новые позиции в выборе художественных выразительных средств, по существу, означали новый подход ко всей системе воплощения идеи произведения, более глубокому раскрытию психологии действующих лиц, к более тонкой передаче художественного замысла.

ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ ЖАНРОВ

Взаимопроникновение и взаимодействие жанров раннего кинематографа отмечалось многими теоретиками. В последние годы наблюдается взаимопроникновение не только жанров, но и видов киноискусства. Во взаимодействии кино художественного и кино документального рождается оптимальная выразительность и новые формы ком-

* Чапек К. Об искусстве. Л., «Искусство», 1969, с. 117. ** Фрейлих С. Сквозь призму жанра.— «Искусство кино», 1972,

№ 1, с. 104.

77

Назад Страница 0043 Вперед