Назад

Страница 0040

Вперед

ми, наполненного кусочками пергамента, передает основу этого шума. К нему нужно иногда добавлять звуковые детали первого плана, например капли, барабанящие по крыше, или поток, бурлящий в водосточной трубе. Для этого может потребоваться и настоящая вода. Рев мощного водопада отлично имитируется двумя паяльными лампами. Грохот и треск льдов, раздвигаемых ледоколом,— перебором пальцев по поверхности детских воздушных шаров.

Существует великое множество самых различных способов имитации шумов, когда не удается получить качественные записи звучаний натуральных шумов в естественных условиях.

Документалисты и хроникеры, как правило, предпочитают использовать записи шумов, полученные в естественных условиях (звуковой репортаж с места события). Это так называемые живые, или натуральные, шумы. В отличие от имитированных натуральные шумы при условии качественной их записи содержат в себе непередаваемую прелесть первозданности звучания, способствуют более реалистической звуковой выразительности киноэпизода.

КОНТРАПУНКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШУМОВ

Все, что говорилось о контрапунктическом сочетании звукового и зрительного рядов в главе о музыке, остается справедливым и при шумовом решении того или иного эпизода. Несоответствие шумов зрительному ряду может вызвать или усилить комедийный эффект, и наоборот,— сгустить драматизм сцены.

С помощью звуков во многих фильмах передаются чувства, настроения людей. Тикающие часы, звук идущего поезда, капающая вода могут передать ожидание, нетерпение, уныние; звук грозы — душевные переживания. Крупные планы актеров, сопровождаемые теми или иными закадровыми шумами, оттеняющими внутреннее состояние героя, делают эпизод более выразительным и ярким. Скрытые от глаз эмоции передаются и усиливаются звуком.

Контрапунктическое использование шумов чаще всего связано с ассоциативным восприятием их звучания. Например, представим себе такой эпизод: в уютной квартире встречаются друзья-однополчане, множество дней шагавшие вместе по военным нелегким дорогам. Много лет про-

70

шло с тех пор, как отгремела война. В конце войны судьба разлучила их, и жизнь каждого сложилась по-разному. Они ничего не знали друг о друге и вот нежданно-негаданно встретились. Встреча и радостна и немного тревожна для всех. Идут оживленные расспросы, рассказы.,

И вдруг с улицы доносится злобный лай собаки. Один из друзей вздрогнул и изменился в лице, он перестал слышать рассказы товарищей, отключившись буквально на полуслове... В кадре его лицо и крупно глаза, а в звуке уже не слышно голосов присутствующих, звучит только лай собаки... Звуки нарастают и изменяются. Теперь это уже лает не одна, а несколько собак, их сопровождают звуки выстрелов, гортанные выкрики немецких слов, топот кованых солдатских сапог. Эти звуки непричастны к обстановке мирной комнаты, их не слышат собеседники, их слышит только тот, в ком собачий лай вызвал ассоциативный ряд воспоминаний.

Звуки, передающие атмосферу немецкого концлагеря, сопровождающие крупный план (одни глаза) человека, сами рассказали о его судьбе.

Эпизод в таком звукозрительном решении приобрел большую эмоциональность и художественную выразительность, чем этого можно было бы достичь простым рассказом о пережитом. Несовпадение зрительного и звукового рядов вместе с использованием ассоциативных звучаний создает в этом эпизоде особый эмоциональный настрой. Кроме того, здесь переключение человеческого внимания с внешних обстоятельств на внутренние ощущения передано с помощью вытеснения одного звука другим. Голос рассказчика вытеснили звуки, вызванные воспоминанием о концлагере.

Шумы как звуковой компонент весьма успешно могут применяться в комедийных ситуациях; их разнообразие и способность содействовать самым неожиданным перевоплощениям усиливают их роль и делают незаменимыми красками кинокомедии. Звуковой подтекст, утрирование, звуковая гипербола — все это прекрасно выполняют в комедии шумовые элементы.

Пытаясь применить в своем фильме звуковой контрапункт и ассоциативное использование звуков, помните, что только тогда, когда зритель способен в своем представлении связать звук с его источником, звук может стать самостоятельным образом, тогда он в отрыве от видимого источника, во взаимодействии с другим изображением может

71

Назад Страница 0040 Вперед