Назад

Страница 0004

Вперед

видно, кинолюбителю с его ограничениями, с его извечными «ножницами» между «желаемым и возможным», с его жадным стремлением к постижению профессиональных тайн небезынтересно будет узнать, что все «муки творчества», с коими предстоит ему столкнуться, все его подъемы и спады, успехи и разочарования, потери и внезапные находки — все это было пережито в свое время и «пионерами кино», людьми, проложившими первые тропинки в неведомое еще тогда искусство кинематографа.

И Люмьер, а несколько позднее Мельес, демонстрируя свои первые ленты, уже испытывали потребность в звуковом выражении и, прибегая к всевозможным ухищрениям, пробовали осуществлять звуковое сопровождение экранного действия. Это были первые наивные попытки ввести в кинофильм недостающий ему звуковой компонент.

На протяжении всего дозвукового периода своего развития кинематограф испытывал острую потребность в звуковом подкреплении демонстрируемого на экране действия. Первые немые фильмы обычно сопровождались музыкой. Для этого приглашались музыканты: пианисты, скрипачи, певцы и даже целые ансамбли. Сопровождение готового немого фильма музыкой стало очень распространенной формой и вместе с тем своеобразным компромиссным решением проблемы озвучения немого фильма. «Музыка должна была, в частности, заменить экспрессию непосредственно произносимого живого слова» *.

Иной раз режиссер, стремясь сделать фильм занимательнее, сопровождал его пением куплетов, которые объясняли сюжет и создавали настроение. В других случаях во время демонстрации фильма за экраном размещали специально приглашённых для этого актеров, которые должны были следить за происходящим действием и воспроизводить различные «звучания»: произносить отдельные реплики и даже целые фразы, а иногда имитировать шумы, то есть озвучивать все то, что было задумано режиссером в каждой сцене.

Когда фильмы стали сложнее, озвучивать их с помощью актеров, помещенных за экраном, уже было невозможно. Реплики и словесные пояснения заменили титрами. Титры, выполнявшиеся па отдельных кадрах, неми-

нуемо прерывали и замедляли ход повествования, чем снижали художественные достоинства кинопроизведения.

Звуковые образы в немом кино. Одной из специфических особенностей человека является единство восприятия зрительных и звуковых ощущений, поэтому не случайно в эпоху немого кинематографа рождались приемы, которые зрительными средствами пытались компенсировать отсутствие звука. Не имея возможности записывать и воспроизводить звуки и, следовательно, пользоваться звуковыми характеристиками и создавать звуковые образы, мастера немого кино прибегали к всевозможным зрительным эффектам, чтобы с их помощью сделать звук в кадре ощутимым. Это достигалось порой включением в фильм планов, фиксирующих внимание зрителей на звучащих предметах: свистках, барабанах, трубах и т. п. Отдельные крупные планы орущих ртов, чередующиеся со средними и общими планами кричащей толпы, должны были создавать ощущение нарастающего гула негодования. Так крупные планы звонящих колоколов монтировали в ритме их ударов; смену планов изображения разной величины колоколов могли производить с любой скоростью, что должно было означать медленный или быстрый перезвон.

Вот отрывок из сценария фильма «Наполеон», в котором, по выражению известного критика Мартена, задуман так называемый «немой звуковой эффект»:

«...Четыре различных крупных плана колоколов...

Четыре других крупнее прежних очень коротких плана колоколов.

Четыре новых плана (еще крупнее и еще более быстрых колоколов). Сто колоколов в четыре секунды вперемежку!» *. Двигающиеся стрелки часов или качающийся маятник заменяли недостающие звуки и символизировали ход времени. Перестук колес идущего поезда отождествлялся с показом планов вращающихся колес, смонтированных в определенном ритме.

Стараясь воспроизвести звуковую атмосферу сцены в немом кино, зрителю показывали все, что могло ассоциироваться со звучанием; это приводило к привлечению большого дополнительного материала, введению всякого рода перебивок, крупных планов разных деталей (долженствующих создать «эффект звучания»). Все это, естественно, загромождало зрителвный ряд, замедляло разви-

* Корганов Т., Фролов И. Кино и музыка. М., «Искусство», 1964, с. il.

* Мартен М. Язык кино. М., «Искусство», 1965, с. 123. 7

Назад Страница 0004 Вперед