Назад

Страница 0400

Вперед

сдобренный «Путешествием через невозможное», но «Туннель под Ла-Маншем, или Франко-английский кошмар», хотя и отдает бульварщиной, явно не лишен оригинальности.

В первой картине сцена, или, вернее, экран, делится подолам. Справа, в Париже, дремлет президент Фальер в полотняном колпаке. Слева, в Букингемском дворце, в своей постели под балдахином, спит Эдуард VII. Оба правителя государства видят во сне туннель под Ла-Маншем. Мы видим, как его прорывают рабочие с помощью сложных машин. Первый поезд встречен в Чаринг-Кросс Эдуардом VII. Играет оркестр. Эдуард VII в парадной форме окружен нарядными дамами. Но сон кончается катастрофой, и за завтраком оба правителя прогоняют инженеров, которые предлагают им планы построения туннеля.

Добродушие и свободная ирония Мельеса делали фильм забавным, чего нельзя сказать о фильме «История цивилизации». Вот сценарий этого фильма:

1.  Каин и Авель. Первое преступление (4000 лет до р. X.).

2.  Друиды, человеческие жертвоприношения (500 лет до р. X.).

3.  Нерон и Локуста, пробующие свои яды на рабах (65 г.).

4.  Римские катакомбы, преследования христиан (200 г.).

5.  Бичевание кошкой с девятью хвостами (1400 г.).

6.  Виселицы при Людовике XI (1475 г.).

7.  Инквизиция, комната пыток (1490 г.).

8.  Ночное нападение. Синьоры и бандиты (1630 г.).

9.  Наше время. Ночное нападение (1906 г.).

10.  Мирная конференция в Гааге (1907 г.).

11.  Торжество мирной конференции.

Мзльес до конца своей жизни очень гордился этим фильмом. Однако он не имел ожидаемого успеха. И причины этого становятся совершенно ясными, если прочитать сценарий и проглядеть фотографии фильма. Мельес сделал здесь колоссальную ошибку, всерьез пытаясь втиснуть в рамки 300 метров сюжет, который включал в себя широту и пафос «Нетерпимости».

Упадок Мельеса еще более заметен, когда он принимается экранизировать известные литературные произ-

378

Назад Страница 0400 Вперед