Назад

Страница 0265

Вперед

Большая часть трюковых фильмов Патэ в этот период близка сценам с превращениями Мельеса, отличаясь, однако, грубостью и вульгарностью приемов.

Первый намек на феерию был сделан в фильме, состоящем из трех картин, «Красавица и чудовище». Затем в 1899 и 1900 годах были сняты две большие феерии «Аладдин» (230 метров) и «Мальчик с паль-чик» (105 метров), которые Зекка вычеркнул из каталога и несколько лет спустя поставил сам заново1.

Инсценированная хроника была представлена в 1897 году двумя лентами — «Дело Дрейфуса» и «Исследователь Андре на Северном полюсе» (в действительности Андре до полюса не добрался). «Дело Дрейфуса» было снято в Венсенне в начале октября 1899 года, тотчас же после того, как этот фильм был поставлен в ^Монтрэ у Мельеса2. Вероятно, ставил его не Зекка, ибо он изъял его из своих каталогов. Фильм состоял из 6 сцен по 20 метров и был, по-видимому, проникнут духом дрейфусаров:

1.  Арест. Признание полковника Анри.

2.  В Мон-Валерьен. Самоубийство полковника Анри.

3.  Дрейфус в Реннской тюрьме.

4.  Появление на военном совете.

5.  Аудиенция в военном совете; низложение генерала Мерсье.

6.  Выход из военного совета.

Декорации «Дела Дрейфуса» чрезвычайно просты, почти схематичны; черными линиями на темном фоне нарисованы контуры створок двери. Мебель настоящая, по-видимому, из заводской конторы. Никакой выдчмки, стиль постановки откровенно натуралистический.

В конце 1907 года «Дело Дрейфуса» было снова поставлено у Патэ для экспорта в Америку. Зекка

1  Нам до сих пор остаются неизвестными имена режиссеров, работавших до 1900 г. в Венсенне. Шарль Патэ называет Люсьена Нонге, но его воспоминания весьма расплывчаты.

2  «Я была в Лондоне с Мельесом (мы приехали продавать фильм), но, пока мы там находились, кто-то известил Патэ но телефону, и Патэ тут же снял в Париже фильм, аналогичный нашему, и переслал его в Лондон» («Свидетельство госпожи Мельес в Обществе исторических изысканий синематеки, 17 июня 1944 г.»).

264

Назад Страница 0265 Вперед