Назад

Страница 0050

Вперед

1851 году, ко времени, когда были выпущены в продажу первые фотографические стереоскоп ы1.

Это совпадение поразило Потонье, одного из лучших историков изобретения кино, который пишет:

«Не изобретение фотографии, а изобретение стереоскопа открыло глаза изобретателям кино. Видя неподвижные фигуры в пространстве, фотографы догадались, что именно движения не хватает им для того, чтобы стать отражением жизни, верными копиями природы»2.

Но остроумная мысль г-на Потонье не может полностью объяснить, почему первые движущиеся фотографии относятся к 1851 году. В действительности их осуществление, как и коммерческое производство стереоскопов, было результатом происшедшей в фотографии технической революции, которая позволила одновременно и^ ограничить время выдержки и делать множество отпечатков с каждого негатива.

Англичанин Фокс Тальбот, который начал свои изыскания в 1834 году, еще до появления на свет дагерротипии, в 1841 году изобрел «калотипию»; с помощью этого процесса можно было получить многочисленные оттиски на бумаге с бумажного же негатива.

Бланкар усовершенствовал этот процесс и сделал его в 1847 году достоянием широкой публики. В том же году лейтенанту Ниепсе де Сен-Виктору, племяннику изобретателя, удалось получить первые фотографии на стекле. Сочетание двух процессов позволило вскоре получить негатив на стекле, с которого можно было печатать неограниченное количество оттисков.

Но эра фотографии в истинном смысле слова началась лишь после того, как были применены коллодие-вые пластинки.

1  Стереоскоп, который, как известно, дает иллюзию пространства, пожалуй, предвидели уже некоторые изобретатели XVIII в. Он был изобретен в 1838 г. англичанином Уитстоном, который использовал для него геометрические фигуры. В 1844 г. его соотечественник Брюстер усовершенствовал аппарат и заказал его изготовление для продажи оптику Дюбоску в Париже. Дюбоску первому пришла идея употребить вместо геометрических фигур фотографию, что и создало успех стереоскопу после того, как он был выпущен в сьет на Универсальной выставке в Лондоне в 1851 г.

2  Ж. Потонье, Истоки кинематографа, Париж, 1928 (Georges Potonniee, Les Origines du cinematographe, Paris, 1928).

62

Назад Страница 0050 Вперед