Назад

Страница 0017

Вперед

были созданы на Украине, а действие фильма «Бабы рязанские» происходит в Крыму1, то сначала вы несколько удивлены этими неточностями, которым, казалось, нет места в научном труде, но затем ваше удивление переходит уже в другое чувство, когда вы узнаете, что известный советский сценарист Натан Зархи оказался к концу жизни якобы в числе сотрудников французского режиссера Ренуара2, что Эйзенштейн является по своей профессии оператором, к тому же еще учеником немецкого режиссера Лупу Пика3, что оператор Тиссэ — также выученик немецкой кинематографии4, то вы начинаете понимать, что это не просто ошибки, а некая тенденция, долженствующая, очевидно, объяснить успехи советского кино тем, что его ведущие киноработники всем обязаны только Западу и что вообще они даже не являются русскими.

Желая всячески принизить значение такого фильма, как «Броненосец «Потемкин», авторы цитируют статью некоего Жана Арро, который без всякого стеснения заявляет: «Сергею Михайловичу Эйзенштейну, бывшему оператору Лупу Пика, и другим немецким кинематографистам была доверена постановка фильма о восстании в Одессе на борту «Князя Потемкина». Из всех фильмов, которые были сняты на этот сюжет (речь идет о революции 1905 г. — С. JfO.), только два смогли увидеть экран — «Черное воскресенье» и «Броненосец «Потемкин»5. Дру*-гие были совершенно испорчены и выброшены в корзинку... Монтаж фильма «Потемкин», который восхищает сегодня любителей ритма,также родился случайно. Куски снятой пленки прошли через десятки рук. Фильм нашли слишком длинным и стали его все больше и больше сокращать. Таким образом, случайные обстоятельства придали этому фильму его впечатляющую стремительность»6.

Это абсурдное заявление выдается авторами за «научное открытие», хотя совершенно очевидно, что

1  Rene Jeanne et Charles Ford, Histoire encyclo-pedique du cinema, vol. II, p. 287—288.

2  T а м же, стр. 290. 8 T а м же, стр. 297. «Там же, стр. 302.

6 Очевидно, речь ипет о фильме Висковского «Кровавое воскреенье»

«Rene Jeanne et Charles Ford, Histoire encyclo-pedique du cinema, vol. II, p. 298.

17

Назад Страница 0017 Вперед