Назад

Страница 0375

Вперед

живет беднота» (О Corti^o, 1944) плодовитого режиссера и продюсера Луиса ди Барруша1, одного из пионеров бразильского кино.

Между тем молодые силы упорно овладевали киноискусством, в частности в студенческих киноклубах, которые часто запрещала полиция.

В 1941—1942 годах в киноклуб Сан-Паулу, организованный факультетом философии, часто приходил высокий худощавый молодой человек с горящими глазами, настоящий подвижник бразильского кино. Он страстно любил произведения Мурнау и мечтал сделать фильм об открытии Бразилии. В течение нескольких лет он страдал от бедности, стремясь любой ценой стать кинематографистом, но не встречал подходящего случая.

К концу войны ему удалось наконец поставить документальный фильм об одной из старых сельскохозяйственных областей, которые еще существуют. Фильм назывался «Старая фазенда» (Fazenda Velha). Человека звали Лима Баррету, то был будущий постановщик «Кангасейро» (О Cangaceiro)2.

1945 год, казалось, принес Бразилии вместе с миром свободу. После мощных народных демонстраций президент Варгас ушел со своего поста. В первый раз с 1930 года коммунистическая партия могла развернуть легальную деятельность и принять участие в президентских выборах.

Документальный фильм был посвящен ее руководителю Луису Карлосу Престесу, «рыцарю надежды», вышедшему из мрака подполья. Для бразильских кинематографистов и интеллигентов будущее казалось богатым близкими перспективами. Но вскоре с возвращением диктатора Жетулиу Варгаса эти надежды оказались обманутыми.

1 Луис ди Барруш поставил первые фильмы в 1915 г. («Живой или мертвый»; «Убиражара» по роману Жозе М. ди Аленкара и др.). — Прим. ред.

2 Из письма Паулу Эмилиу де Салиса Гомиша. После войны Лима Баррету поставил еще несколько документальных фильмов : «Панно» (1949) — о фреске художника К. Портинари, посвященной Тирадентису, «Часовня» (1951) — о скульптуре (фильм премирован на венецианском кинофестивале) и т. д.

247

Назад Страница 0375 Вперед