Назад

Страница 0147

Вперед

городах Италии не более чем по 60—80 кинозалов каждая1.

В области производства наряду со старыми крупными фирмами, такими, как «Люкс», и с правительственными «Чинес» и «Европа» (филиал УФА) немаловажную роль играл Скалера, капиталист, обогатившийся на войне с Абиссинией. Но по своей экономической структуре итальянская кинопромышленность имела больше общего с французской, нежели с немецкой. Поэтому, несмотря на бдительность цензуры Муссолини, итальянское кино оказалось невозможным вогнать в такие жесткие рамки, как немецкое. Благодаря этому обстоятельству, а также благодаря неразберихе, царившей позади такого строгого фасада здания фашистской иерархии, после 1930 года смогли проявиться две интереснейшие индивидуальности: Камерини и Блазетти.

Ничем не напоминали стиль эпохи Муссолини легкие, искрящиеся произведения Марио Камерини, создававшиеся главным образом под влиянием творчества Рене Клера и американской кинокомедии, но перекликавшиеся также с неаполитанским народным театром. Действие этих веселых фильмов, слегка окрашенных горечью, происходило обычно в мелкобуржуазной среде. Пережив различного рода приключения, герои извлекали из них для себя урок : никогда не следует стараться подняться выше своего социального положения2.

Алессандро Блазетти, творчество которого было более разнообразным, но более неровным, в начале своего пути, когда он дебютировал со своим фильмом «Солн-

1 Средние кинопрокатные компании контролировали не более чем по 12 кинозалов. К 1935 г. кино было реорганизовано в сторону жесткой монополизации. В 1937 г. открылась «Чине-читта». «Чинес», финансировавшаяся правительством, стремилась монополизировать производство, ЭНИЧ — прокат, ЧЭФИ — экспорт и импорт. Но после 1939 г., для того чтобы стимулировать производство и выпускать «не менее 120 фильмов в год», от принципа монополизации в очень значительной степени отошли, так что производство приняло иной характер. На этом мы остановимся в другом месте.

2 В «Начале звукового кино» мы остановимся очень подробно на творчестве этого замечательного режиссера, лучшими произведениями которого были : «Что за подлецы мужчины» (1932), «Треугольная шляпа» (1934) по Аларкону, «Дам Миллион» (1935) и «Господин Макс» (1937).

135

Назад Страница 0147 Вперед