Назад

Страница 0434

Вперед

противника* (X. Франкель) *. Во время реорганизации «УФА» после назначения туда Гугенберга и Клицщ^ фильм сочли излишне пацифистским. «Новые хозяева «УФА» настолько изрезали фильм из-за его политической направленности, что Грюне подал на них в суд й потребовал прекращения проката картины>,— писал после выхода фильма на экраны Курт Пинтус в «Дас тагебух» от 24 сентября 1927 года. То, что зритель видел на экране, было настолько плохо, что возникал вопро^ чем больше вызваны купюры — плохим вкусом или по-: литическими соображениями, как писал далее критик.. Тем не менее в этом фильме, появившемся раньше «Воз-' вращения» и целой серии звуковых пацифистских филь* мов, показана опасность, казавшаяся тогда такой дале*, кой. «На Западном фронте без перемен» и другие романы об ужасах войны не были еще написаны в Германии.

Другим фильмом пацифистского направления стала картина «Ядовитый газ» («Giftgas», 1929) начинающего режиссера Михаила Дубсона, работавшего в советской, торговой миссии в Берлине. Автор сценария Натан Зар--хи, обычно работавший с Пудовкиным, взял за основу^ запрещенную пьесу Питера хЧартина Лампеля (прогресс сивного писателя, который, по всей видимости, сотрудник чал с Пабстом) «Ядовитый газ над Берлином», а исполнительницей главной роли была известная по советскому фильму «Мать» Вера Барановская. Ходили слухи, будто находившийся в это время в Берлине Эйзенштейн принимал участие в создании картины, что им самим было решительно опровергнуто. Это произведение, проникнутое символизмом и духом коллективизма, созданное под патронажем «Лиги прав человека», было по своим истокам и стилю скорее образцом советского, чем немецкого искусства.

Влияние советского кинематографа также отчетливо прослеживается в фильме «Ткачи» («Die Weber», 1927) по мотивам пьесы Герхарта Гауптмана о восстании в Силезии в XIX веке. Как и пьеса, запрещенная в 1893 году, фильм Фридриха Цельника сочли «револю« ционным», и он вызвал массу протестов. По мнений), «Ди роте фане» (17 мая 1927 года), органа Коммунистической партии, это был всего лишь «...старый добрый театр: хор статистов, который почему-то называют на*

* Fraenket H. Unsterblicher Film. Munich, 1956, S. 425.

Назад Страница 0434 Вперед