Назад

Страница 0430

Вперед

пороки и разврат, в то время как власть родителей ц семейная жизнь показаны с иронией. Она даже конста, тировала, что методы воспитания в исправительных д0. мах извращены до такой степени, что абсолютно не соответствуют действительности» *.

Вокруг жалкой судьбы героини н прекрасного лица Луизы Брукс строится искалеченная жизнь: полуизна-силованив Sa прилавком магазина, мрачность борделя, исправительный дом, где хозяйка-садистка (Валеска Герт) сопровождает ударами палки каждую съеденную ложку супа. Последний эпизод больше всего запоминается благодаря безупречному по ритму, изощренному монтажу — призыву к бунту.

Луи Шаванс (впоследствии автор сценария «Ворона») ** написал об этом фильме: «Инертная психология водит марионеток, и ею пытаются оправдать их пустые действия. Грубый реализм привязан к мерзким деталям существования». Но если такой фильм и считается «натуралистическим», то под совершенством почерка зреет возмущение, протест против духа и организации общества, которые губят жизнь и молодость. Кракауэр заключает по поводу этого фильма: «Пабст так неотвязно твердит о безнравственности мелкобуржуазной среды, что бордель в его фильме выглядит почти богоугодным заведением. <...> Как и в уличных картинах, проститутка с золотым сердцем в «Дневнике падшей» изобличает буржуазную коррупцию. Весь вопрос — во имя чего? Не заботясь, по-видимому, о смысле своих критических нападок, Пабст обстоятельно воспроизводит саму коррупцию. Режиссер чувствует близость этого разложения к садизму...»***.

В момент появления звукового кино волна антифашизма выиесла Пабста на вершину мирового кинематографа, затем он ушел в тень. Лишь десять лет (1924— 1934) его творческого пути были счастливыми. Но и для большинства кинематографистов это правило, а не исключение. В течение этих лет Пабст смог адаптироваться к быстрому развитию техники «великого немого», несмотря на «бум», порожденный в Германии появлени-

• «Filmwoche», 1929, N 51.

** «Ворон» («Corbeau», 1943) — фильм французского режиссера А -Ж. Клузо — Примеч. ред.

*** цит п0 кн . Хракауэр 3, Психологическая история Немецкого кино, с. 184,

382

Назад Страница 0430 Вперед