Назад

Страница 0303

Вперед

тде лежали нетронутые земли Крайнего Севера, отданные много веков назад на откуп фирме «Гудзон бэй ком-'пани», которую интересовали лишь меха и места рыбной ловли. А ведь могло случиться так, что в этом далеком н по большей части неисследованном краю имелись и другие богатства кроме норки, моржей и китов. Быть может, золотоносные слои, выходящие на поверхность в горах Месаби и Меномини на севере Соединенных Штатов, доходят и до восточного побережья Гудзонова залива,

В 1910 году Флаэрти предпринял первую из пяти исследовательских экспедиций к северу, которые растянулись иа шесть лет».

Именно в эти годы Флаэрти почти случайно открыл для себя кино. Как рассказывала его жена, «во время третьей экспедиции ее руководитель сказал ему: «А почему бы вам не взять с собой одну из этих странных машин, которые получили название киносъемочных камер?» С горением новичка-энтузиаста Боб отснял около 25 тысяч метров пленки о своих друзьях по путешествию, об эскимосах. Но, привезя фильм в Торонто для монтажа, ои уронил на него сигарету, и все сгорело. Но он не расстроился. И сказал: «Фильм был плохой». Фильм был буквально нашпигован различными сведениями об этом странном и интересном народе, но информация носила не тот характер, который был ему нужен. Три года он прожил вместе с ними как один из них, ежедневно испытывая опасности охоты ради пропитания. Этот народ, говорил он, располагает куда меньшими богатствами, чем другие народы мира, и однако он счастлив. Это самые счастливые люди из всех, кого он знал. «Единственная причина, по которой я стремлюсь создать этот фильм,— мое огромное восхищение этим народом». .Он знал и любил сюжет будущей картины; никто не знал его лучше и не любил больше. Роберт пока еще не изучил своего рабочего инструмента — камеры. «Я научился исследовать,— повторял ои,— но пока не научился выявлять». Он решил вернуться на север и начать все сначала» *.

Флаэрти снял свой первый документальный фильм в 1914—1916 годах в районе Баффинова залива камерой «Белл-Хауэлл», приобретенной в 1913 году. Он сделал Фрагмент (или копию), передающий суть фильма и вы-

•~ * La methode de Robert Flaherty.— In: «Image et son», 1965, avr.,

271

Назад Страница 0303 Вперед