Назад

Страница 0108

Вперед

ошибались, ибо между 1895 и 1925 годами были снять! десятки фильмов на библейские сюжеты, но ошибка историков свидетельствует о решающем влиянии Сеси-ля Б. де Милля на производство библейских супербоевиков.

В Голливуде, как писали эти историки *, Уильям Фокс снял колоссальный библейский супербоевик, режиссером которого был Гордон Эдварде. Сценарий «Царицы Савской» был написан по мотивам «Песни песней». В этом фильме, стоившем, по данным рекламы, 2 миллиона долларов, было занято 5 тысяч статистов, использовано 300 лошадей, 200 верблюдов и т. д., организована гигантская гонка колесниц и, «удачно комбинируя ассирийский, египетский и вавилонский стили под наблюдением археологов, дабы сочетать историческую точность с красотой, были воссозданы храм Соломона, город царицы Савской и башня Давида» **.

Сия «феерия в лучших итальянских традициях» (Дел-люк) в основном произвела сенсацию из-за обнаженной груди звезды Бетти Блайт. Сцена вызвала скандал в пуританской Америке 1921 года, но помогла Уильяму Фоксу выбиться в «великие» Голливуда.

Сесиль Б. де Милль добился со своими «Десятью заповедями» лучшего коммерческого результата, чем предыдущие библейские супербоевики. Он заручился всевозможными гарантиями, показав сценарий экспертам по Священному писанию, археологам, священникам и служителям других религиозных культов, а также раввину нью-йоркской синагоги на Пятой авеню. Когда де Милль закончил «Десять заповедей», «он пригласил к себе множество людей, представлявших самые разные слои общества. Он провел тридцать три предварительные демонстрации, каждый раз перед десятком зрителей, и требовал от гостей, чтобы онн высказали свое мнение. После каждого показа Сесиль Б. де Милль вносил в фильм исправления» ***.

Фильм не принес особых доходов, поскольку выручка на американском рынке (2,5 миллиона долларов) не превысила выручки от «Золотой лихорадки», «Малыша» или «Новичка» (1925, с Гаролдом Ллойдом), производст-

♦ In: Jeanne R.t Ford Ch. IHstoire encyciopedique du cinema, vol. 3. Le cinema americain (1895—1945) Paris, 1955. ** Из рекламы в «Cine-Magazine», 1922, 10 fpvr

*** Свидегельство Пола Робсртса (in: Rochefort Ch. de. Op cit p. 126).

103

Назад Страница 0108 Вперед