Назад

Страница 0052

Вперед

искусством или отображением жизни. За редкими исклйз-чениями, в которых «повинны» великие и мужественные кинорежиссеры, авторы обычной голливудской продукции бежали от действительности, способной вызвать борьбу мнений либо навести на размышления. Сделав ставку на «уход от жизни с помощью развлечения», крупнейшие продюсеры превратили Голливуд в колоссальную «фабрику грез», используя для своей стандартной продукции «машину для набивки сосисок» (как говорил

Штрогейм).

' Искусственный мир, придуманный служащими «фабрики грез», превосходно описан в великолепном сатирическом произведении журналиста, сценариста и драматурга Элмера Раиса «Путешествие в Чистляндию», опубликованном в конце периода немого кино *.

Герой этого философского романа, берущего свои ис-foKH у Свифта и его Гулливера, покидает землю на звездолете и приземляется на.неизвестной планете Чистлян-дии, окруженной розовым туманом. На ней постоянно звучит тихая, мелодичная музыка. Изредка слышится проникновенный голос — Воплощение,— который произносит многозначительные фразы, вроде: «Все свои девяти надцать весен Пэнси Мэлоун, невинное дитя природы, ведет сельский образ жизни». Перед героем возникает «очаровательное создание... босоногая девушка, одетая мило и просто. Она грациозно опирается на грабли. Она, скорее, выглядит на тридцать, а не на двадцать лет... хотя ее лицо поражает белейшей, без единой морщиночки кожей. У нее восхитительный ротик, а длинные, изогнутые ресницы оттеняют гордые и скромные глаза. Густые золотистые кудри сами собой образуют чудесную прическу. Напедикюренные пальчики целомудренно утопают в шелковистой траве.

— Я живу вместе с матерью-вдовой в обычном глинобитном домишке,— сообщила мисс Мэлоун,— но вы

* Мы цитируем по французскому переводу, выполненному Ивон Риаль и опубликованному в Париже в 1934 году.— Примеч. Ж. Са-дуля.

Элмер Райе (настоящая фамилия — Райзенстайи; 1892—1967)— американский писатель и драматург. Для описываемого периода характерны его пьесы «Счетная машина» (1923) и «Уличная сцена» (1929). Впоследствии писал антифашистские пьесы («Мы, народ», 1933; «Бегство на Запад», 1941), а также романы («Имперский город»,, 1937; «Спектакль должен продолжаться», 1949) н книги «Жи-бой театр» (19&9); «Отчет меньшинства» (1963).— Примеч. ред%

'52

Назад Страница 0052 Вперед