Назад

Страница 0432

Вперед

(Кастеллан). Это был период консервативной республики, самым характерным персонажем которой стал Штрезе-манн. Модернизация, происходившая в стране, характеризовалась внедрением американских методов рационализации и участием государства в делах главных банков страны — «Коммерцбанк», «Дрезденер банк», «Дарм-штэдтер банк»). План Дауэса, введенный в действие в апреле 1924 года, облегчил репарационные платежи. Он предусматривал освобождение Германии от платежей в течение одного года, а затем вводил ежегодные взносы, увязанные с предоставлением Германии помощи зарубежными странами. В Германию начали поступать иностранные капиталы, причем доля американских капиталов составляла от 50 до 70 процентов. «Дженерал моторе» внедрился в автопромышленный концерн «Опель»; «Форд» основал свой немецкий филиал; «Дженерал электрик» начал вкладывать капиталы в концерн «Сименс»,

Эрнст Тельман смог заявить: «Американский дядюшка появился здесь не для того, чтобы помочь немецкому народу, а чтобы ограбить его, получить прибыли, ибо он больше не в состоянии получить в собственной стране такие же высокие доходы, как когда-то».

Наиболее яркой попыткой «интернационализации» была фирма «Вести», основанная Стиннесом в содружестве с Владимиром Венгеровым, русским по происхождению. Во главе фирмы стояли доверенные люди Стинне-са — Рудольф Беккер и Лео Багров. Через четыре месяца, едва успев заключить трехстороннее соглашение между «Вести», «Дойлиг» и издательством Шерль (что означало сближение с концерном Гугенберга), умирает от камней в желчном пузыре на пятьдесят четвертом году жизни Стиннес. И тогда «Лихт-бильд-бюне» следующими словами подытоживает вклад, сделанный им в развитие немецкого кино:

«Для немецкой кинопромышленности Хуго Стиннес, «торговец из Мюльхайма», сыграл значительную роль, которую не следует недооценивать. Он не принимал участия в создании «УФА». Его внимание привлекла «Дойлиг», хотя его участие в делах этой фирмы и было поверхностным. Мы слышали лично им сказанные слова о том, что ему неизменно рекомендовали кинопромышленность как ценнейшее орудие пропаганды тяжелой индустрии. Заинтересованные лица стремились пробудить в нем внихмание к капиталовложениям в эту отрасль, под-

416

Назад Страница 0432 Вперед