Назад

Страница 0388

Вперед

«1. СР. (1.15)           На Одесской лестнице народ

[весело] приветствует [броненосец. Солнце. Приподнятое настроение].

2.  СР. (1.46)           В яликах [под парусами] люди.

3.  СР. (2.76)          Передают поросенка.

4.  СР. (2.16)          [Деревянная] клетка с живностью.

5.  СР. (0.31)          Мужчина передает гуся.

6.  СР. (1.28)          Мужчина обнимает моряков.

7.  СР. (1.10)          [Мужчина] проносит корзину с

яйцами.

8.  СР. (1.01)          Женщина [мать Эйзенштейна] пе-

редает [матросам] поросенка.

9.  ОБЩ. (1.24) Народ на лестнице.

10.  СР. (0.41)           Народ на лестнице приветствует.

11.   КР. (0.47)          Старуха [с пенсне (Полтавцева)]

и девочка, [которой она показывает, улыбаясь, броненосец].

12.   КР. (1.24)          Дама смотрит в лорнет.

13.  СР. (1.03)          Руки раскрывают зонтик.

14.  КР. (0.48)          Женщина с зонтиком машет рукой.

вавыми и потому вырезанных немецкой цензурой. Это можно проверить, обратившись к сборнику под названием «Сопоставление лучших фильмов всех времен» (Confrontation des meilleurs films des tous les temps. Bruxelles, 1958, p. 122—131). Было бы легко восстановить эти планы, сконтратипировав их с сохранившихся позитивных копий. Но не исключена и возможность того, что кое-кто счел тогда иные куски фильма слишком «натуралистичными» и предпочел поэтому не выпускать в прокат копии в оригинальном виде.

От редакторов французского издания. В 1969 году в Москве, в издательстве «Искусство» был выпущен альбом, посвященный фильму «Броненосец «Потемкин» и содержащий множество документов: деловую переписку, корреспонденции, варианты сценария, неопубликованные записи Эйзенштейна, статьи, появившиеся в зарубежной печати Монтажная запись фильма, иллюстрированная фотограммами, сделана составителем альбома Наумом Клейманом. В ней немало значительных отступлений от монтажной записи, опубликованной в упоминаемом здесь издании 1949 года, хотя все купюры, отмеченные Садулем, так и остались.

В 1973 году фильм «Броненосец «Потемкин» появился наконец в первоначальной редакции, восстановленной и озвученной в США той музыкой Эдмунда Майзеля, которую композитор написал в сотрудничестве с Эйзенштейном к премьере картины в Берлине в 1926 году. Однако эта копия еще сильнее отличается от первоначально «озвученной» копии, причем не только в восстановленных эпизодах, но и по самому монтажному построению фильма.

[В 1976 году на «Мосфильме» было завершено восстановление фильма в его первоначальном виде. В него были заново включены отсутствовавшие кадры (исходя из полного состава немой копии, хранящейся в Нью-Йорке). Эта новая версия фильма озвучена музыкой Д. Д. Шостаковича.— Примеч. ред.]

372

Назад Страница 0388 Вперед