Назад

Страница 0386

Вперед

84а.

Передние колеса въехали в труп.

846.

Поворот вокруг колеса.

84с.

Коляска останавливается вздыб-

 

ленно (проход по кадру).

84d\ СР.

Коляска стоит.

85.

Стрелка дрожит.

86.

Шаги.

87.

Залп.

87а.

Коляска кр. с ребенком.

88.

Шаги (впереди трупы).

89.

Залп.

89а.

Шаги (по трупам).

896. КР.

Сапоги и мать.

89с.

Залп.

89а\

Коляска, едали ноги.

89е.

Шаги (сзади трупы).

90.

Тела катятся к низу лестницы.

90а.

Коляска.

91.

[Тела катятся к низу лестницы.]

91а.

Ноги кр. в аппарат.

916.

Залп.

92.

Голова Полтавцевой в крови.

92а.

Коляска.

926.

Полтавцева с выбитым pince-nez *.

 

ВертикГальная] завеса»**.

Здесь Эйзенштейн проводит большую черту, рассекающую надвое всю страницу его рукописи. Эпизод «Одесская лестница», по сути дела, для Эйзенштейна завершен, о чем и гласит указание «Вертикальная завеса».

В первом, отпечатанном на пишущей машинке варианте не упоминалась детская коляска, спускающаяся по ступеням лестницы. Мысль о ней пришла Эйзенштейну в голову позже и была разработана им в двадцати пяти планах, создающих предельное драматическое напряжение. Таким образом, действие на лестнице сложилось из следующих фаз, предусмотренных уже в наброске, написанном от руки и отпечатанном на машинке: радостная неизвестность в начале — паника при первых выстрелах— спуск по лестнице сапог карателей — восхождение по лестнице матери, несущей своего мертвого ребенка,—

* Пенсне (франц.).

** Печатается по кн.: Эйзенштейн С. Избр. произв., т. 6, с. 57— 60.— Примеч. ред.

370

Назад Страница 0386 Вперед