|
84а. |
Передние колеса въехали в труп. |
|
846. |
Поворот вокруг колеса. |
|
84с. |
Коляска останавливается вздыб- |
|
ленно (проход по кадру). |
|
|
84d\ СР. |
Коляска стоит. |
|
85. |
Стрелка дрожит. |
|
86. |
Шаги. |
|
87. |
Залп. |
|
87а. |
Коляска кр. с ребенком. |
|
88. |
Шаги (впереди трупы). |
|
89. |
Залп. |
|
89а. |
Шаги (по трупам). |
|
896. КР. |
Сапоги и мать. |
|
89с. |
Залп. |
|
89а\ |
Коляска, едали ноги. |
|
89е. |
Шаги (сзади трупы). |
|
90. |
Тела катятся к низу лестницы. |
|
90а. |
Коляска. |
|
91. |
[Тела катятся к низу лестницы.] |
|
91а. |
Ноги кр. в аппарат. |
|
916. |
Залп. |
|
92. |
Голова Полтавцевой в крови. |
|
92а. |
Коляска. |
|
926. |
Полтавцева с выбитым pince-nez *. |
|
ВертикГальная] завеса»**. |
Здесь Эйзенштейн проводит большую черту, рассекающую надвое всю страницу его рукописи. Эпизод «Одесская лестница», по сути дела, для Эйзенштейна завершен, о чем и гласит указание «Вертикальная завеса».
В первом, отпечатанном на пишущей машинке варианте не упоминалась детская коляска, спускающаяся по ступеням лестницы. Мысль о ней пришла Эйзенштейну в голову позже и была разработана им в двадцати пяти планах, создающих предельное драматическое напряжение. Таким образом, действие на лестнице сложилось из следующих фаз, предусмотренных уже в наброске, написанном от руки и отпечатанном на машинке: радостная неизвестность в начале — паника при первых выстрелах— спуск по лестнице сапог карателей — восхождение по лестнице матери, несущей своего мертвого ребенка,—
* Пенсне (франц.).
** Печатается по кн.: Эйзенштейн С. Избр. произв., т. 6, с. 57— 60.— Примеч. ред.
370
