Назад

Страница 0378

Вперед

его мы приводим ниже. Текст, набранный курсивом, добавлен режиссером в подлиннике от руки.

«93. Выстрел с броненосца.

93а. Амуры.

93Ь. Колесница (пантеры).

94.  Удар снаряда мелко (дача). 94 а. Пантеры (пантеры кр.).

95.  Рассыпка (подъезд). 95а. Фигура на колеснице.

96.  КР. Выстрел. 96а. Амуры с маской.

97.  [КР]- Разрыв (решетка). 97а. \

> Т[о] ж[е]. 97b. I

98.  Мчатся казаки.

99.  [Мчится] войско.

100.  Выстрел.

101.  Разрыв.

102.  Падение трубы.

103.  [Падение трубы.]

104.  КР. Выстрел.

105.  Грозный ответ «Потемкина».

106.  Митингующий броненосец.

107.  На зверства Одессы.

108.  Митинг.

109.  Фельдман.

110.  О необходимости высадить десант.

111.  Недовольные [зачеркнуто].

112.  Матрос [зачеркнуто]» *.

В эскизе говорилось о пантерах, тянущих колесницу. Они превратились в львов. Произошло это после экскурсии Эйзенштейна и Тиссэ во дворец, расположенный в Алупке (Крым). Возможно, мысль о замене появилась у Эйзенштейна не случайно. Эти статуи были созданы итальянским скульптором на тему «пробуждение льва». Они довольно широко известны и значатся в путеводителях. Тиссэ с большим трудом снял три плана львов, так как смотритель дворца запрещал вести любую съемку.

Поднимающийся и рычащий лев — наиболее знаменитый из образов «Потемкина», олицетворение народа, вставшего на зов революции.

* Цнт. по кн : Эйзенштейн С. Избр. произв., т. 6, с. 61.

362

Назад Страница 0378 Вперед