Назад

Страница 0257

Вперед

артисты императорского театра Удагава и Кевамура, снимавшиеся в фильмах „Наказание самурая", „Гейша", „Измена Даимо" и т. д., которые режиссировал сам Легран.

Война ликвидировала превосходство французов среди иностранных агентств в Японии. Несмотря на растущий антагонизм между Японией и Соединенными Штатами, американские фильмы заняли на экранах страны преобладающее место.

„Влияние фильмов, вывезенных из Соединенных Штатов, было очень велико, — писал об этом периоде Марсель Лапьер. — Они произвели переворот в японской кинематографии. Благодаря им свершилась важнейшая реформа в японском кино —■ оно отказалось от „ойам" — актеров, игравших женские роли; первой женщиной — „звездой" экрана стала Сумико Куришима".

В конце рассматриваемого нами периода, завершившегося сильным экономическим кризисом 1923 года, совпавшим с ужасным землетрясением, только кинематографию Японии из всех стран Востока можно было сравнить, хотя еще и очень отдаленно, с кинематографией Франции, Германии или Соединенных Штатов. В области кинопромышленности общество „Ниппон" (которое называют также „Никкацу"), очевидно, по-прежнему господствовало на рынке. Но в 1920 году у него появился соперник: был основан новый трест „Шошику", возглавляемый Каору Озанаи. В Европе не знают абсолютно ничего о японском кинопроизводстве до 1920 года, кроме фильмов француза Леграна. Тем не менее установлено, что во время войны в Японии, как и на Западе, многие постановщики стали считать, что кинематография —- искусство, и отказывались от принципов „сфотографированного театра", который был первоначальной формой японского кино. В 1918 году экранизация знаменитого произведения Толстого „Живой труп" режиссером Эйзо Тонакой ознаменовала начало новой эры японской кинематографии и основание артистической национальной школы, в которой вскоре выдвинулись Минору Мурата1 и Каору Озанаи — японский Марсель Л'Эрбье.

1 „Душа на дороге" в его постановке был лучшим японским фильмом 1921 года.

237

Назад Страница 0257 Вперед