Назад

Страница 0217

Вперед

пице и в автомобиле?.. Нужно ли из этого заключать, что прогресс механики приведет к тому, что в мире будет больше справедливости? Но это доказательство покоится на очень хрупких основаниях ...

У французов требовательный вкус. Они терпеть не могут нелепых разглагольствований, нескладных мыслей, ребяческого вздора. Такие недостатки произведения вызывают во Франции раздражение. Какой триумф был бы у „Нетерпимости" во Франции, если бы фильм не был так скудоумен. Но нам не может нравиться даже самая великолепная одежда, если сквозь ее складки мы видим жалкое голое тело"1.

Скудость мысли — основной порок сценария. В „Страстях" и в „Варфоломеевской ночи" идея „нетерпимости" всего явственнее. Однако Рене Белле прав — нетерпимость не играет роли в судебной ошибке, а интриги вавилонского жреца основаны на тщеславии и предательстве, а не на фанатическом поклонении какому-то божеству, имя которого неизвестно даже эрудитам. Заменим мысленно большой вавилонский праздник каким-нибудь эпизодом, в котором главную роль играют силы прогресса (например, взятие Бастилии), и будет понятно, насколько это улучшило бы фильм.

И мы можем согласиться с интересными размышлениями С. М. Эйзенштейна9, который писал по поводу „Нетерпимости":

„ .. .получилось сочетание „четырех разных историй", а не „сплав четырех явлений в однообразное обобщение".

„Нетерпимость" — „драма сравнений", — назвал Гриффит свое будущее творение. Так драмой сравнений, а не „единым мощным обобщающим образом" и осталась „Нетерпимость".

...Однако неудача „Нетерпимости" и получившейся „неслияемости" лежит еще и в другом обстоятельстве: четыре взятые Гриффитом эпохи действительно несводимы.

И неудача их слияния в единый образ „Нетерпимости" есть лишь отражение ошибочности тематической и идей* ной.

1,,Фильм**, август 1919 г. Подробности об авторе этого замечательного этюда, к которому мы отсылаем читателя, нам неизвестны. *,,Д.-У. Гриффит", М., Госкииоиздат, 1944, стр. 77—78.

199

Назад Страница 0217 Вперед