Назад

Страница 0446

Вперед

Постановка «Пражского студента» (1913) р первый успех актеру Паулю Вегенеру1, который несколько лет интересовался кино. Один из самых а менитых актеров труппы Макса Рейнгардта2, Пауль Вегенер выступал в его новейших и наиболее харак-териых постановках, в частности в «Эдипе». На фото* графиях этого спектакля мы видим Вегенера в роли царя Эдипа, стоящего на верхней ступени лестницы храма среди прекрасно сделанных объемных декораций — это нововведение Рейнгардта существовало уже несколько лет. Навстречу Эдипу вздымаются пирамидой обнаженные руки хора (эту эффектную сцену позднее — в 1926 году — повторил Фриц Ланг в знаменитом эпизоде фильма «Метрополис»), Благодаря Паулю Вегенеру в германское кино начинают проникать самые высокие и ценные достижения германского театра, занимавшего тогда одно из первых мест в Европе.

Сценарий, написанный Гансом Гейнцем Эверсом для «Пражского студента», рассказывает историю молодого человека, который продал дьяволу свое отражение в зеркале и, преследуемый своим двойником, кончил жизнь самоубийством. На производство этого фильма ассигновали весьма значительную для того времени сумму: 30 000 марок. Часть этих средств была затрачена на съемки наиболее живописных уголков Праги — Малой Стр&ны и улицы Алхимиков. Павильонные декорации создал Роберт Дитрих3. Генрих Галеен сотрудничал в постановке этого фильма, главными исполнителями которого были Вегенер, Лидия Залмо-нова и Джон Готтовт, игравший роль доктора Скапи-нелли, а оператором — Гвидо Зебер (род. в 1879 г.), первый из больших мастеров германского кино. Зебер,

1  Родился 11 декабря 1881 года в Бишдорфе (Восточная Пруссия), актер с 1896 года.

2  Макс Рейнгардт родился 9 сентября 1873 года в Ра-дене, близ Вены. Он был актером в Зальцбурге, потом в берлинском «Дейчес-театр», с 1903 года режиссером («Сон в лет* нюю ночь»); в 1906 году он открыл театр «Каммершпиль-хауз», продолжая постановку своих известных спектаклей «Дейчес-театр»; умер в Берлине в сентябре 1948 года.

8 Роберт Дитрих (род. в 1887 г.) — оформлял все тины фирмы «Биоскоп» в 1912—1914 годах. Гвидо был оператором всех этих картин. См. Muhsam und JacobsoJi»» Filmlexicon, 1926 S. S. 42, 164. — Прим. ред.

386

Назад Страница 0446 Вперед