Назад

Страница 0331

Вперед

был допущен в Ясную поляну и имел возможность заснять великого писателя в дни его 80-летия в 1908

году-

Об отношении Л. Н. Толстого к кино рассказывают

многие мемуары. Ввиду того, что эти воспоминания довольно разноречивы, мы не можем принять на веру записанные тем или иным лицом слоиа писателя о кино. Однако, сопоставляя все эти источники, можно с полной уверенностью утверждать, что Толстой, отг/оспсь отрицательно к большинству известных ему кинофильмов, очень высоко оценивал возможности кино и, по-видимому, сам даже хотел прршять участие в создагии кинофильмов, давал киноработникам сюжеты для инсценировок. По теме, а возможно, и по сценарному наброску Л. Н. Толстого под руководством его дочери Т. Л. Толстой А. Драпков в" 1910—1911 годы снял фильм «Крестьянская свадьба». Имеются также довольно серьезные предположения, что драматический отрыЕок «Аггей», который ряд исследокателей рассматривает как незаконченное произведение для театра, был написан Толстым для киноинсцениронки.

Так или иначе, но кинематографическим планам Л. Н. Толстого не дано было осуществиться. В ночь с 27 на 28 ноября 1910 года Толстой покинул Ясную поляну. В поезде он заболел, вышел на маленькой станции АстапоЕо (ныне «Лев Толстой»), где и умер 7 декабря в 6 часов утра.

Как только были получены известия о болезни Толстого, Патэ немедленно послал в Астапов о оператора Мей ера со следующей инструкцией:

«Сфотографируйте вокзал. Постарайтесь дать первым планом название станции. Снимите семью, всех знаменитостей, а также вагон, в котором они помещаются. Вышлите все в Тулу для дальнейшего следования».

Полицейские власти боялись даже умирающего Толстого и не позволили Мейеру производить какие бы то ни было съемки в АстапоЕе. Однако предстаси-тель «Патз» в России имел влиятельных друзей, при посредстве которых он получил разрешение га съемки.

В то время как Дранков занимался постановкой ^УДожестгенных картин лишь от случая к случаю, **ат и его соперники — Ханжонков, Гомон и фирма

287

Назад Страница 0331 Вперед