Назад

Страница 0180

Вперед

некоторые сценарии, поставленные в Ншще, поражают своей смелостью.

Такова «Дороговизна» (октябрь 1911 года), где требования забастовщиков и домашних хозяек комически сочетаются с приветствиями славным солдатам 17-го полка.

«Вихрь восстания пронесся над городским рынком. Домашние хозяйки решили объявить забастовку. Над рынком взлетает в воздух туча капустных кочерыжек, арбузных корок, морковной ботвы; возбужденные лица измазаны яичными желтками. На помощь вызывают войска. Но даже штыки не могут сдержать народ» ного гнева, и власти получают основательный урок. Они вынуждены отступить по всей линии, и домашние хозяйки одерживают победу. Теперь их обслуживают галантные жандармы и любезные солдаты, цены на продукты подешевели на 75 процентов, и каждая покупка дороже 50 сантимов дает право получить фунт масла. Так разрешается проблема удешевления жизни...»1.

Можно себе представить, какой восторг вызывал этот фильм в кинозалах городских предместий во время забастовки железнодорожников 1912 года.

Смысл фильма «Фуинар — не член профсоюза» (апрель 1912 года) также ясен.

Фуинара-землекопа завербовали в штрейкбрехеры. Хозяин поручает охрану предателя нескольким вооруженным солдатам. Фуинар требует, чтобы ему поставили литр вина, и осушает его. Затем он заставляет подать себе завтрак, после чего идет вздремнуть в уголок, окруженный пятью охранниками. Он возвращается на стройку, но не приступает к работе, а садится выкурить трубочку. Мимо проходит дочь хозяина, я он пристает к ней с грубыми ухаживаниями, «Но это уже слишком, — говорит в заключение сценарист, — хозяин и бастующие рабочие объединяются и выгоняют штрейкбрехера».

Эти фильмы наверняка созданы Альфредом Маше-ном, который раньше со своим оператором Саблоном^

1 «Bulletin Hebdomadaire» Pathe.

■ Саблон, по происхождению бельгиец, был поваром, метрдотелем, комиссионером по продаже драгоценностей ь Соединенных Штатах, а затем специалистом по опасным трюкам в кино. Он работал также оператором у Машена,

162

Назад Страница 0180 Вперед