Назад

Страница 0009

Вперед

Кроме того, мне очень много дали следующие, ставшие уже классическими работы по истории кино: «фильмы»1 — книга датчанина Ове Бруссендорфа, которую можно назвать энциклопедией кинематографа; «Кинолексикон»2, составленный на итальянском языке покойным Франческо Пазинетти по швейцарско-немецкому словарю Рейнерта; замечательное исследование ДжейЛейда «Развитие американского фильма»*; «Миллион и одна ночь» Терри Ремси* — неисчерпаемый кладезь фактов и анекдотов; «История английского кино»5 Рачел Лоу, с третьим томом которой (1914— 1918) я, к несчастью, смог ознакомиться, лишь когда моя книга была уже сдана в печать. Фильмографии различных режиссеров, напечатанные Британским киноинститутом, оказались для меня бесценным пособием в работе; по своим научным данным их превосходит лишь прекрасный справочник «Художественные фильмы дореволюционной России», составленный В. Вишневским. И, наконец, в области кинокритики книги и статьи Деллюка и Муссинака служили путеводной нитью, выводившей меня из сложного лабиринта, каким был период, наступивший после 1914 года.

Несмотря на всю оказанную мне помощь, я не сомневаюсь, что в этой книге найдется немало ошибок и неточностей. Они неизбежны, сколько бы я ни вложил в нее труда и стараний. В этом томе я пытался по мере своих сил исправить промахи, допущенные в «Пионерах кино», а по некоторым странам дополнил приведенный мной фактический материал. Пропуски и неточности, обнаруженные в томах «Кино становится искусством», я надеюсь исправить либо в следующем издании, либо в четвертом томе — «Немое кино» (1919—1929). В нем я постараюсь дать больше обобщений, чем в настоящем томе, где мне приходилось уделять основное внимание анализу.

Прага, 15 сентября 1951 года.

1  Ove Brusendorff, Filmen, Kobenhavn.

2  Francesco Pasinetti, Film Lexicon.

3  Jay L e v d a, Rise of American Film» 1939.

4  Terry Rarasaye, A Million and One Nights. 1 R а с h a e 1 Low, His Loire du cinema anglais.

Назад Страница 0009 Вперед